16 ноября 1903 года, в день 25-летия служебно-административной деятельности начальника порта В.П.Перелешина, было совершено освящение и открытие на Ланжероне морской Спасательной станции его имени с часовней во имя Преподобного Андрея Критского, в которой находились Святые образа Святителя Николая, Святого Преподобного Серафима Саровского и других Святых. Отец Иона Атаманский совершил освящение Спасательной станции и часовни, после чего был совершен Молебен водосвятный с окроплением Святой водою спасательной лодки…
Так сообщали об этом событии источники того времени. Событие знаковое, как теперь принято говорить. В нем не только отражается значение для истории создания службы спасения, но и память о героических войнах, которые положили край набегам неприятеля в наши воды. Но, по порядку.
Постановление о постройке новой Спасательной станции имени генерал-майора Владимира Платоновича Перелешина общее собрание членов Одесского округа Общества Спасения на водах обнародовало 17 октября 1899 года.
Торжество закладки на Ланжероне новой морской лодочной Спасательной станции имени начальника Одесского порта, генерал-майора В.П.Перелешина состоялось 11 июля 1902-го. Он - один из героев боя легендарной «Весты», также состоял товарищем, т.е. заместителем Председателя Одесского Окружного Правления Общества Спасения на водах. Знаменательное совпадение торжества закладки с памятным днем боевого подвига «Весты» в 1877 году превратило событие в патриотический праздник всего города.
Еще с утра прибрежная полоса земли, отведенная Городскими властями под застройку станции на Ланжероне в количестве 375 кв. саженей, приняла праздничный вид, будучи эффектно обставленной мачтами, с развевавшимися на них флагами и штандартом с эмблемой Общества спасения на водах.
На видном месте был выставлен проект здания и подробный план его, составленный членом Общества, инженером-архитектором Л.Л.Влодеком. Торжество закладки состоялось по окончании панихиды и молебна в Приморской церкви Святителя и Угодника Николая.
Торжество началось молебном, во время которого настоятель Портовой церкви действительный член Общества отец Иона Атаманский обратился к присутствующим с проникновенным словом, указав на плодотворную деятельность Спасательного Общества и на значение для припортовой Одессы сооружения собственной морской спасательной станции.
По окончании богослужения отец Иона прочитал надпись на доске, положенной под первый камень будущего здания. Второй камень положил сам Владимир Платонович Перелешин.
Работникам, нанятым для постройки здания, а также командам спасательных станций «Генералъ-Адъютантъ К.Н.Посьетъ» и «Контръ-Адмиралъ П.А.Зеленой», прибывшим для участия в замечательном морском событии на спасательных лодках из Дофиновки и Большого Фонтана, было радушно предложено угощение, во время которого В.П.Перелешин выразил им благодарность за верную службу.
По окончании торжества закладки новой спасательной станции Одессы, В.П.Перелешин со всеми присутствовавшими сел на поезд, который и доставил гостей к квартире Владимира Платоновича при конторе порта в Каботажной гавани.
Когда все собрались в садике при квартире, то группа босяков порта встретила героев «Весты» криками «ура» и один из них даже вручил Перелешину букет из живых цветов. Затем чины управления порта поднесли В.П. большой, очень ценный, серебряный кубок, на котором с одной стороны была нанесена надпись: «Старейшему из пощаженных смертью героев боя «Весты» В.П.Перелешину в день 25-ти летней годовщины славного подвига от любящих сослуживцев и подчиненных «1877 II/ VII 1902 г.».
Под этой надписью выгравирована копия с весьма известной тогда картины художника Блинова «Бой Весты». Под гравюрой следующая, с искоркой одесского юмора, надпись: «По воле Бога четверть века он контрабандно скоротал и смело знамя человека во имя Божие держал». На другой стороне кубка красовался эмалированный медальон с портретом В.П. и выгравированы факсимиле всех особ, участвовавших в поднесении кубка.
Комбатант по участию в бое «Весты», отставной лейтенант В.Н.Яковлев презентовал В.П., в знак своей дружбы, золотой складень в виде медальона, в котором помещены все портреты бывших участников боя «Весты» с выгравированной надписью: «Старшему брату от младшего». Дело в том, что во время сражения «Весты» с турецким броненосцем у В.П.Перелешина был убит младший брат, а у В.Н.Яковлева - старший. И вот с того момента уцелевшие друзья называли себя побратимами.
Г-жа А.А.Юрьевич, одна из первых дам одесского бомонда, имела удовольствие поднести В.П.Перелешину больших размеров альбом в переплете из белой кожи, на котором изображены, вензелем инициалы В.П., кульминация боя «Весты» и военные атрибуты боевого корабля. Внутри альбома помещены портреты всех участников того достопамятного сражения.
Затем было получено еще несколько ценных подарков, и оглашена масса поздравительных писем и телеграмм. Квартира В.П.Перелешина буквально осаждалась в этот день визитерами, среди них обреталась совершенно разная публика - от Городского головы, Думских заседателей, заслуженных генералов, известных в городе светских дам, моряков военного и капитанов коммерческого флотов, одесских обывателей и атаманов команд на морских Спасательных станциях Одесского побережья.
Присутствовавшая здесь же глубокопочтенная хозяйка дома, 85-ти летняя мать В.П.Перелешина Меланья Давыдовна Перелешина была очень взволнована и на лице старушки выражалась материнская радость ввиду столь сердечного чествования ее сына.
Присутствовавшим гостям был предложен завтрак. В числе гостей находились оставшиеся в живых герои «Весты»: доктор Франковский, механик Г.М.Плигинский, В.Н.Яковлев и рулевой «Весты» Якутович. Среди гостей, к сожалению, не было двух весьма именитых «вестинцев» - Стефана Карловича Джевецкого, создателя первой в мире серии подводных лодок, и известного флотоводца Зиновия Петровича Рожественского.
Завтрак закончился провозглашением массы задушевных тостов за всех живых и присутствовавших участников славного боя «Весты», председателя Правления Одесского Общества спасения на водах, градоначальника, графа П.П.Шувалова, за процветание отечественного флота, Общества спасения на водах и много других здравиц. В.П.Перелешин на память раздавал дамам жетоны, на фарфоре которых с одной стороны изображён бой «Весты», а с другой - его собственный портрет.
По окончании завтрака любителем-фотографом поручиком Л.Л.Степановым была снята группа особо близких юбиляру гостей, фотографом же Д.И.Пудичевым были произведены снимки с разных моментов закладки новой Спасательной станции.
Владимира Платоновича посетили, кроме того, Главный командир Черноморских портов вице-адмирал С.П.Тыртов и и.д. одесского градоначальника тайный советник В.П.Старков…
Затем состоялась морская прогулка, устроенная 14 июля из Одессы к Люстдорфскому берегу с высадкой экскурсантов у спасательной станции «В память 17 октября 1888 г.», она стала настоящим морским праздником! К участию в морской прогулке была также допущена и публика сторонняя, приобретавшая билеты в частном порядке. Ведь средства, вырученные от продажи мест на прогулочные пароходы, пошли на покрытие расходов от праздника, а они оказались немалыми.
Так, к услугам публики были предоставлены два парохода: «Одесский порт» и «Шалун» И.И.Соколова, на борту которого смог даже разместиться бальный оркестр популярного в Одессе свадебного капельмейстера - маэстро Фридмана.
В шлюпочных помещениях Ланжероновской станции, на прекрасно устроенной сцене, сначала состоялось представление фокусника-престидижитатора Н.А.Козлова, а затем было показано концертное отделение, имевшее у публики большой успех. Особенно понравилось выступление талантливой пианистки и более того - лауреатки Венской Консерватории г-жи Софии Ильевны Ульштейн, которая также аккомпанировала певцам - аматорам, - г-же Котляровой - обладательнице, несильного, но красивого по тембру голоса, и тенору Грачуку, под сопровождение известного гитариста В.Э.Хадумогло.
После концертного отделения под управлением пожизненного члена Общества Л.И.Праусса состоялись бальные танцы, имевшие большой успех, и где особенно отличился известный в городе спортсмен Е.Ф.Молчанов. Кроме того, был устроен шумный аукцион недорогих вещиц, пожертвованных на потребу праздника многими лицами.
Перед отходом пароходов обратно в город было пущено несколько воздушных шаров - миниатюрных красочных монгольфьеров, а также пиротехником П.К.Чепати был сожжен очень эффектный фейерверк, запущенный над морем с люстдорфского пляжа и береговых скал-монахов…
Александр Сурилов, краевед
Фото Анатолия Венгрука
Послесловие:
Автор призывает неравнодушных к архитектурному наследию Одессы подписать коллективное обращение к Историко - топонимической комиссии ГИК Одессы с просьбой присвоить статус памятника морской истории и архитектуры зданию бывшей морской спасательной станции на Ланжероне, в последнее время известное как проходная СРЗ-2, что до своего банкротства действовал в Карантинной гавани порта.
Построено это деревянное, в три этажа здание уникальной для Одессы архитектуры, с залом приёмов и домовой церковью по проекту известнейшего одесского архитектора Льва Влодека, и до 1918 года Ланжероновская спасательная станция использовалось также как Морское офицерское собрание. Здание вошло также в историю города как место проведения торжественных мероприятий и грандиозных морских праздников. В истории Украины, Эта Спасательная станция, наряду со Скорой помощью графа Толстого и городской Добровольной пожарной дружиной была морским подразделением первой в стране Службы реагирования на Чрезвычайные Ситуации и катастрофы.
Уникальное здание находится в бедственном состоянии и требует неотложного ремонта крыши.
«Моряк Украины», № 44 от 11.11.2020-го