Зачем портам «Методика расчета портовых сборов»?

Nov 16, 2020 09:42



В среде экспертов морской индустрии появилось мнение, что «Идея методики расчета портовых сборов себя изжила». Сейчас модно все упрощать. Но, зачем тогда семь лет поиска единого алгоритма работы портового сектора экономики и восемь вариантов этой самой методики от Мининфраструктуры? Спросили мы у одного из разработчиков ныне действующей Методики РПС Всеволода Попова и вот что он ответил редакции.

Разве может изжить себя необходимость определения экономически обоснованного уровня ставок портовых сборов за услуги судовладельцам (за исключением административного сбора), которые являются основной производственной деятельностью предприятий, их оказывающих? Не аргумент и отсутствие до сегодня методик, которые утверждались бы на уровне Кабмина, в отношении портовых сборов, для утверждения, что такая Методика, не родившись, себя изжила.

Разве не по инициативе МИУ началась разработка Методики? Была идея даже, в случае необходимости, привлечь частных аудиторов.
А разве можно отвергать Методику, если ни один из семи вариантов ее проекта, разработанных специалистами из различных областей знаний и специализаций, а также иностранными экспертами, последние семь лет так и не был принят правительством. Появились же на смежных видах транспорта Методики расчета тарифов на перевозки грузов и пассажиров ж/д транспортом, расчета тарифов на перевозку грузов водным транспортом и на перевозку пассажиров автотранспортом, принятые правительством еще в 2013-ом! А то, что разработка Методики определяется требованиями Закона Украины «О морских портах», говорит о ее важности для отрасли. Такой отраслевой нормативный документ в области портового ценообразования следовало бы создать, не будь на то законодательной нормы.

Сомневаясь в необходимости Методики, интересно, каким способом сторонники этой идеи собираются произвести пересчет портовых сборов для взимания с валовой вместимости судов? Ведь при пересчете ставок должны быть учтены   изменения действующего порядка их начисления, условий взимания и принципов расчета каждого портового сбора, предусмотренные этим документом. С такой проблемой УкрНИИМФу (в прошлом) приходилось сталкиваться не раз. Это можно сделать только с помощью соответствующих формул, разработанных в Методике, позволяющих учесть такие изменения. Использование для этого коэффициентов, как правило, применяемых в зарубежной практике, возможно лишь при условии сохранения действующего порядка их взимания.

Что же представляет собой Методика и в чем ее важность для отрасли?

Методика - это отраслевой нормативно-методический документ в области портового ценообразования, предназначенный для определения экономически обоснованного уровня ставок портовых сборов в морских портах Украины. Расчеты ставок портовых сборов (за исключением административного сбора) -результат затрат на содержание и развитие морских портов, определяемых объективными условиями их работы: особенностями расположения и устройства при существующей системе налогообложения в стране. В основу их уровня положена стоимостная концепция формирования, получившая широкое распространение в зарубежном портовом ценообразовании с учетом основных условий начисления и взимания. Порядок взимания предоставляет некоторым судам скидки со ставок портовых сборов, применение различного рода коэффициентов, освобождение отдельных судов от оплаты портовых сборов. Что важно, так как морские порты Украины входят в мировую систему торгового мореплавания, являясь неотъемлемой ее частью.

Следует отметить, что стоимостная концепция формирования уровня ставок портовых сборов не зависит от проводимой в зарубежных странах портовой тарифной политики, устанавливающей их уровень в национальных портах - французской (на предельно низком уровне) или английской - на их стоимостном уровне. Недостающие средства для содержания и развития портов при французской концепции, в конечном итоге, компенсируются из внешних источников - от прямого финансирования до установления портам льготного налогообложения либо освобождения от оплаты налогов вообще. То есть до стоимостного уровня услуг, оплачиваемых портовыми сборами.

Решение разработчиков некоторых вариантов проекта Методики «устанавливать ставки портовых сборов (за исключением административного сбора), исходя из так называемого OPEX - на уровне операционных расходов, то есть на уровне себестоимости», относится к проводимой МИУ портовой тарифной политике, а не к Методике. Нельзя определить величину средств для финансирования развития предприятий, не зная экономически обоснованного уровня портовых сборов.

Важность разработки для отрасли заключается в том, что рассчитанные с помощью Методики экономически обоснованные уровни ставок портовых сборов позволяют предприятиям, взимающим эти сборы, получать средства, необходимые для их содержания и развития, а государству - средства в запланированном объеме. Что и явилось основанием необходимости ее разработки согласно Закону Украины «О морских портах».

Методика является самостоятельным документом объективного характера, не зависящим ни от проводимой правительством Украины портовой тарифной и инвестиционной политики, ни от конъюнктуры рынка транспортных и портовых услуг, ни от инвестиционного климата в стране. Определенный с помощью Методики уровень портовых сборов носит объективный характер, при котором реализуется основная функции цены - учетная. Поэтому непонятным является мнение некоторых разработчиков Методики, что этот нормативный документ будет одновременно способствовать и привлечению дополнительных объемов груза в морские порты, тем самым смешивая предназначение Методики и проводимой правительством портовой тарифной политики, являющейся исключительным его правом.

Рассчитанный с помощью Методики экономически обоснованный уровень ставок портовых сборов и себестоимости услуг (их нижний предельный уровень) являются базой, необходимой для эффективного проведения МИУ портовой тарифной политики - регулирования их уровня в зависимости от конъюнктуры рынка транспортных и портовых услуг с использованием таких присущих ценам функций, как стимулирующая, распределительная и др. И инвестиционной политики, в зависимости от инвестиционного климата в стране. Поэтому необоснованно требовать от Методики одновременно еще какого-либо снижения или повышения уровня портовых сборов.
Знание фактической стоимости услуг позволяет оценить эффективность действующей системы портовых сборов и эффективно проводить экономическую политику на предприятиях. Себестоимости услуг, оплачиваемых портовыми сборами, является результирующим показателем оценки эффективности основной производственной деятельностью предприятий, их оказывающих. К сожалению, расчет такого показателя не был предусмотрен ни в одном из вариантов проекта Методики.

Следует отметить, что Методика не определяет состав и величину затрат, подлежащих компенсации портовыми сборами, порядок начисления и условий взимания портовых сборов. Методика лишь реализует основные принципы, которые были положены в основу разработки всей системы портовых тарифов, включая портовые сборы, в стране. Когда принимались решения о распределении затрат морских портов на содержание и их развитие между грузовладельцами и судовладельцами, подлежащие компенсации портовыми сборами, делалось это с учетом их распределения в зарубежных морских портах. А также учитывались основные принципы расчета ставок портовых сборов, их начисления и условия взимания, принятые за рубежом. В таком случае, как понять мнение специалистов ГП «УкрНИИМФ» (основного участника разработки Методики) в отношении учета порядка взимания портовых сборов при расчете их ставок, утверждающих, что «Методика предназначена для расчета ставок портовых сборов и не может устанавливать коэффициенты и скидки к ставкам. Тем более определять категории судов, которые освобождаются от оплаты портовых сборов. Эти вопросы должны определяться порядком взимания портовых сборов». И далее, как бы уточняя: «Порядок не может формировать величину знаменателей формул для расчета каждого портового сбора»? (Письмо ГП «УкрНИИМФ» Генеральному директору Директората морского и речного транспорта Басюку О.Г. от 13.01.20 №10/19-14). Таким образом, Методика и порядок взимания портовых сборов рассматриваются как два самостоятельных и независимых подраздела будущего нового приказа МИУ.

Если не учитывать условия взимания портовых сборов при расчете их ставок, это приведет к значительному снижению запланированных доходов от сборов и средств государства от административного сбора. Вначале произойдет снижение рассчитываемых ставок, так как будет увеличен знаменатель формул. Его повышение произойдет из-за того, что при расчете облагаемой сборами валовой вместимости судов не будут учитываться скидки со ставок сборов и коэффициенты, как правило, снижающие ее величину - ту, которая указывается в мерительном свидетельстве судов. Затем будет значительно снижена расчетная величина сборов, предназначенная для взимания с судовладельцев, когда уже к пониженным ставкам будут применяться скидки, а к валовой вместимости судов - снижающие коэффициенты.

Необходима Методика и при обосновании экономической целесообразности строительства новых портов и перегрузочных комплексов, когда, наряду с выполнением ими перегрузочных операций, планируется оказание услуг судовладельцам, оплачиваемых портовыми сборами. При обосновании нового строительства недостаточно одного лишь определения общей величины затрат, относимых на судовладельцев для компенсации портовыми сборами. Необходимо также знать, каков будет их общий уровень, определяющий величину портовых расходов судовладельцев - привлекательность отечественных морских портов, а, следовательно, их конкурентоспособность на мировых рынках транспортных и портовых услуг.
Говорят о необходимости государства «выровнять ставки портовых сборов и ж/д тарифы по региональному признаку», а также в ситуации «усиливающейся глобальной рецессии... грузоотправители, стивидоры и представители судоходных линий рассчитывают на поддержку их конкурентоспособности со стороны государства. В том числе - за счет снижения портовых сборов». Возникает вопрос: как осуществить выравнивание ж/д тарифов и ставок портовых сборов, не зная экономически обоснованного уровня последних, который может быть определен только с помощью Методики? Что касается снижения портовых сборов, то Методика, как отмечалось, не имеет к нему никакого отношения.

Необходимость унификации принципов расчета ставок портовых сборов

При разработке различных вариантов проекта Методики, так и не принятых правительством, у ее разработчиков проявлялись различные мнения в отношении как ее назначения, так и основных принципов разработки. Были требования ограничить и снизить до определенного уровня норматив рентабельности при расчете ставок портовых сборов, а также привести общий уровень портовых сборов в отечественных морских портах к уровню зарубежных портов региона. (Правда, не указывалось, до уровня каких именно портов. Так как уровень портовых сборов в зарубежных портах значительно ниже, чем в отечественных морских портах, это привело бы к убыточности услуг, ими оплачиваемых судовладельцами, и к новой проблеме - поиска средств для их содержания и развития).

Или предложение расчета ставок двух причальных сборов для взимания с судовладельцев и операторов портов. Когда в качестве основы для определения уровня причального сбора, взимаемого с судовладельцев с валовой вместимости судов, принимается величина текущих затрат на содержание всех причальных сооружений порта. А для расчета причального сбора, взимаемого с каждой тонны груза, перегруженного операторами порта через причалы порта, - величина средств, необходимых для модернизации и развития этих сооружений порта. Разве такое «нововведение» допустимо в нормативном документе в области ценообразования, каким является Методика?

Была даже идея, озвученная прежним министром, о создании некой дополнительной Методики уже начисления портовых тарифов и сборов для приведения их уровня в румынском порту Констанца («и даже ниже!») с ее разработкой до конца 2016 года. А также идеи стимулирования с помощью Методики привлечения в морские порты дополнительных объемов грузов с помощью предоставления скидок со ставок портовых сборов с разработкой специального математического аппарата их регулирования, а также создания некой специальной шкалы, устанавливающей уровни скидок со ставок портовых сборов в зависимости от количества захода судов в порт в определенный календарный период. При этом уровень скидок, предусмотренных такими предложениями, не превышал 25-35%. Не обращалось внимание на то, что спрос на услуги портов, оплачиваемых портовыми сборами, как правило, не эластичен - не зависит от уровня портовых сборов. Это наглядно проявилось, когда даже 50-ти процентное снижение ставок портовых сборов (за исключением административного сбора) для судов, перевозящих транзитные грузы, не привело к соответствующему повышению объемов их перевалки в портах. Также, как и беспрецедентное повышение уровня ставок всех судовых портовых сборов, включая портовые сборы, на 58%, и грузовых тарифов на 44%, не привело к соответствующему снижению их грузооборота.

А разве могут быть определены с достаточной степенью точности предлагаемые для расчета ставок портовых сборов показатели предприятий, взимающих портовые сборы, на перспективный период их развития, да еще с учетом нового строительства, также, как и их дальнейшее выполнение при работе по новым ставкам? Не может достоверность прогнозируемых на пятилетие показателей превышать достоверность их определения на планируемый год введения в действие.

Смогут ли ставки портовых сборов, рассчитанные исходя из прогнозируемых показателей работы предприятий на пятилетний период развития, одновременно служить и базой для эффективного проведения МИУ текущей портовой тарифной политики в области портовых сборов при существующей конъюнктуре на международных рынках транспортных и портовых услуг? Или инвестиционной политики при существующем инвестиционном климате в стране?

Обоснованно ли будет производить сравнение уровня портовых сборов в Украине, рассчитанных исходя из прогнозируемых показателей их работы на пятилетний период развития, включая новое строительство, с ныне существующим уровнем в конкурирующих зарубежных портах при проведении МИУ портовой тарифной политики? Ведь от обоснованности уровня рассчитанных ставок портовых сборов зависит финансовое благополучие предприятий, для которых услуги, оказываемые судовладельцам, являются, как правило, их основной производственной деятельностью.

Следует обратить внимание и на 3-х этапный метод определения прогнозируемых на пятилетие показателей предприятий, принимаемых для расчета ставок портовых сборов, а также сложные для этого формулы, особенно для канального сбора за прохождение судами Бугско-Днепровско-лиманского канала (БДЛК), создающих условия для принятия субъективных решений и ошибок. И многие другие предложения в отношении принципов расчета ставок портовых сборов и условий их взимания. Поэтому актуальность Методики заключается как в определении основного ее предназначения, так и унификации принципов расчета ставок портовых сборов. Такие различия мнений об этом нормативном документе объективного характера с предусмотренными им принципами расчета экономически обоснованного уровня ставок портовых сборов не способствуют определению их экономически обоснованного уровня. Это призвана сделать Методика.

Следует отметить, что морские порты, это звенья национальной транспортной системы, участвуют в транспортировке грузов через территорию Украины с последующей их перевалкой в самих портах. Поэтому считаю, что для эффективного регулирования МИУ (Национальной комиссией при ее создании) работы всех ее звеньев должны бать унифицированы принципы расчета транспортных тарифов и портовых сборов с учетом их особенностей. Для этого наша Методика должна учитывать основные требования приказа МИУ от 27.07.2012 №434 «Об утверждении Концепции структуры расчета экономически обоснованных тарифов на перевозки грузов ж/д транспортом и методики их расчета».

Одним из основных требований этого приказа к методикам является определение фактической и планируемой себестоимости перевозок грузов и пассажиров как необходимой исходной базы для расчета транспортных тарифов - их нижнего предельного уровня. К сожалению, расчет такого важнейшего результирующего показателя оценки производственной деятельности предприятий, как уже отмечалось, так и не был предусмотрен ни в одном из восьми вариантов проекта Методики. Упомянутые методики расчета тарифов на перевозки грузов и пассажиров смежными видами транспорта были разработаны с учетом требований этого приказа МИУ.

Всеволод Попов,
«Моряк Украины», № 44 от 11.11.2020-го

Тарифы, Экономика, Порты

Previous post Next post
Up