Херсонский морской торговый порт один из главных доноров местных бюджетов. В прошлом году госпредприятие перечислило в казну Украины и областной бюджет 64,5 миллиона гривен. Не меньше отчислений запланировано и на этот год.
- Мы понимаем, что в условиях финансово-экономического кризиса для государства важна каждая заработанная гривна, поэтому и строим свои планы с учетом роста объемов переработки грузов, увеличения отчислений в бюджеты всех уровней, создания новых рабочих мест, - говорит начальник порта Андрей Егоров. - Заработанную прибыль не проедаем, а вкладываем в обновление техники, строительство новых корпусов, обустройство причалов. Кризис рано или поздно закончится, надо быть готовым к возрождению производства, увеличению грузопотоков. Могу с уверенностью сказать, что мы к этому уже готовы.
Уже сейчас портовики обновили практически весь парк грузоподъемной техники, разработали программу развития своих причалов на ближайшие пять лет. В технической «революции» помогли ведущие специалисты морской отрасли. А экономисты, ученые, экологи и строители участвовали в подготовке генеральной схемы развития Херсонского МТП до 2015 года. На презентацию программы пригласили всех, кто заинтересован в дальнейшем развитии города, поскольку Херсон и порт - неразделимы. Они всегда были и будут вместе.
- Мы собираемся обустроить инфраструктуру левого берега Днепра, построить там современные терминалы и причалы, подвести к ним железную дорогу и автомагистраль, - объясняет Андрей Егоров. - Все объекты будут возводиться по новым технологиям с учетом экологических требований. На левом берегу Днепра у нас расположены два глубоководных затона, которые уже сегодня принимают морские суда. Но дальнейшее развитие этого участка порта невозможно без строительства железной дороги, которая свяжет левобережные причалы со станцией Цюрупинск.
Идею укладки железнодорожной ветки длиной 12,5 км активно поддерживают жители самого Цюрупинска. Дорога и причалы - это новые рабочие места не только для херсонцев, но и жителей райцентра.
- Правда, одна из городских газет высказалась против наших планов освоения левого берега, - подключается к разговору председатель профкома порта Валерий Тернавский. - Точки зрения на это действительно могут быть разными. Для этого мы и организовали общественные слушания. Но будем реалистами: речь идет, прежде всего, о развитии города! И порта, естественно, потому что будут новые отчисления в бюджет, будут новые рабочие места, будет современное производство. Подчеркиваю: все этапы строительства и дальнейшей работы причалов будут находиться под контролем экологических служб Херсона и области. Мы же не враги своим детям и внукам, которым жить на берегах Днепра. Вся Европа строит порты в черте города, поскольку у всех одинаковые проблемы: дефицит свободных территорий. Марсель и Роттердам, Лондон и Генуя - их порты по мощности в десятки раз превосходят наш, но все они расположены практически в центре города. Мы также будем развиваться, и перенимать лучший опыт, в том числе, по охране окружающей среды.
Планы херсонских портовиков поддержало правительство. Своим распоряжением № 166-р от 6 января 2010 года Кабмин одобрил реализацию инвестиционного проекта Херсонского МТП на строительство железнодорожной ветки от станции Цюрупинск до затонов №1 и №2. Сметная стоимость проекта оценивается в 1,025 млрд. гривен, расчетный срок окончания строительства - 2016 год.
- Генеральная схема развития порта на период до 2015 года, разработанная Одесским институтом «ЧерноморНИИпроект», включает в себя перечень объектов, которые позволят не только в два раза увеличить грузооборот порта, но и существенно снизить экологическое «давление» на Херсон, - уверен заместитель начальника порта по инвестиционной политике Валерий Журов. - Проект согласован с областной государственной администрацией, мэрией города, утвержден Минтрансом. Кроме того, положительные отклики получены от независимых экспертов - Харьковской инженерной академии и представителей агентства по международному развитию USAID. Мы представили нашу генеральную схему развития на научно-технический совет при управлении охраны окружающей среды Херсонской области. Научный совет одобрил нашу стратегическую цель, рекомендовал дополнительные научные исследования - оценки возможного негативного влияния наших планов на экологию Нижнего Днепра. Встречались со специалистами Южноднепровской экологической инспекции, обсудили все возможные варианты. Документы получили положительные отзывы и рекомендованы ко внедрению.
Есть в истории Херсона такой любопытный факт: железная дорога подошла к городу в 1907 году, и только через 8 лет, после упорных обращений портовиков во все инстанции, она приблизилась по южно-западной окраине Херсона к причалам порта. До этого все грузы в порт доставлял гужевой транспорт.
- Сегодня мы, также как и наши деды, ведем борьбу за дальнейшее развитие Херсонского порта, - улыбается Валерий Журов. - Будет железная дорога - будет развитие причалов на левом берегу. Уверен, что так и будет.
Мирон Буба, Херсон