Украину наконец-то услышали. Представителям нашей страны впервые за много лет удалось донести до европейской общественности истинное положение дел на Дунае. Дальнейшими шагами Ассоциации Европейских регионов, которых ждут в Украине, должны стать разработка и внедрение программы по более эффективному использованию водных путей Дуная и улучшению экологической ситуации в этом регионе.
Река стратегического значения
Дунай - вторая по протяженности река Европы. Ее бассейн охватывает территории 18 европейских государств. Кроме того, Дунай является самым большим транспортным водным коридором в мире.
С каждым годом внимание к самой интернациональной реке Европы увеличивается, и это легко объяснимо. Во всем мире речной транспорт сегодня признан самым оптимальным как с экономической точки зрения, так и с экологической. В этом отношении Дунай очень перспективен. Потрясающая своей красотой и величием река открывает наиболее короткий и дешевый путь для торговли между Западом и Востоком. При этом пропускная способность Дуная используется только на 7%, в то время, как Рейн, к примеру, загружен на 72%.
«Дунай - транспортная артерия колоссальной значимости для всей Европы потому, как пронизывает практически всю ее территорию. Сегодня к геополитическим вопросам примешивается и экономика. Через Дунай осуществляется грузопоток с Восточного Средиземноморья, Ближнего Востока в Центральную и Восточную Европу, - рассказывает Игорь Коваль, директор Института Социальных наук Одесского Национального университета имени Мечникова, - пусть сегодня это направление не достаточно развито, но его перспективы огромны. Поэтому тот, кто владеет Дунаем, в будущем может получить колоссальную прибыль при относительно небольших вложениях»
Географическое расположение открывает перед нашей страной уникальные возможности - стать активным участником масштабного европейского проекта по более эффективному использованию внутренних водных путей.
Естественный судовой ход против искусственных
Две страны делят дельту Дуная - Румыния и Украина. Судоходство осуществляется по трем судовым каналам - это Килийский (Украина), Сулинский и Георгиевский (Румыния). Килийский рукав издавна использовался Украиной в качестве естественного судового хода. Но со временем ситуация изменилась, и к концу прошлого века судоходство по украинской части Дуная практически прекратилось.
«Объем стока, который шел по нашему украинскому руслу, раньше составлял 70%. Через румынский ход, соответственно, проходило 30 процентов воды. Сегодня же через Килийский рукав проходит около 48% от общего объема воды», - рассказывает Николай Берлинский, первый заместитель директора Украинского научного центра экологии моря.
Причиной радикального перераспределения стока реки, фактического отмирания украинских дунайских гирл, а также нарушений во всей экосистеме дельты стали масштабные гидротехнические работы, которые в течение долгого времени проводит Румыния.
«Следует отметить, что Сулинский ход, в отличие от нашего, облицован железобетонными плитами. Сотрудниками румынского заповедника установлено, что на расстоянии 10 км водоплавающие птицы не вьют гнезда. В нашей же части ни одного вида гидротехнических работ за все время существования судового хода сделано не было», - утверждает Николай Берлинский.
Тем временем Румыния достраивает еще один канал - «Георгиевский». Выпрямление природного русла, укрепление берегов бетоном и камнем, а также то, что большая часть каналов проходит по заповедным участкам суши - все это негативно влияет на состояние дельты великой европейской реки.
Ничего личного, обычная экономика
Изюминка дельты Дуная - Дунайский биосферный заповедник Национальной академии наук Украины. Вместе с аналогичным заповедником на румынской территории они образуют билатеральный биосферный резерват «Дельта Дуная», который решением ЮНЕСКО включен в список Всемирного Наследия. Сегодня флора заповедника насчитывает более 1500 видов, фауна - 3600 видов, в том числе 320 видов птиц.
Заповедные места Дуная стали главным козырем румынской стороны в борьбе за речной транзит. Все началось в 2004 году. Понимая необходимость отстаивать свои транспортные интересы на Дунае, министерство транспорта Украины решило восстанавливать глубоководный судовый ход Дунай - Черное море по гирлу Быстрое. Реализовало проект госпредприятие «Дельта-лоцман». В 2007 году гирлом Быстрое пошли первые суда. Возрождение судоходства по украинской части Дуная вызвало резкий протест Румынии.
«Румынская раздраженность понятна… Наш судовой ход является крупным конкурентом искусственно прорытому румынскому каналу. Кроме того, по румынскому каналу суда могут идти только в одном направлении и только в дневное время. И еще, прохождение украинским судовым ходом значительно дешевле, чем у соседей» - утверждает Галина Безикович, начальник Главного Управления внешнеэкономической деятельности и европейской интеграции Одесской облгосадминистрации.
Помимо экономических преимуществ судоходный ход гирлом Быстрое выигрывает и своей экологичностью. «Наш судовой ход - естественный, он образовался без вмешательства людей. Природные глубины в этих местах составляют от 10 метров, что достаточно для прохождения крупных судов. Единственный участок, где мы проводим углубительные работы - это так называемая баровая часть, которая находится на территории моря. Здесь накапливаются залежи ила и их необходимо убирать, иначе образуются мели. Такие работы проводятся на любой крупной реке», - рассказывает Галина Безикович.
Восстановленный судовой ход по расчетам специалистов должен приносить государству стабильно высокий доход. При этом также можно значительно сэкономить, не используя чужие водные транспортные пути. Не удивительно, что украинский судовой ход уже сейчас создает значительную конкуренцию румынским речным путям, которые до недавнего времени были здесь абсолютными монополистами. Под соусом защиты экологии дельты Дуная Бухарест начал активную информационную войну. В качестве примера привожу одно из высказываний жителя румынской части дельты Дуная: «…Дельта постепенно умирает. И это вполне естественно, что нас это волнует. Украина отводит наши воды в результате чего уровень значительно понизился.
Вы знаете, в некоторых местах и в некоторых озерах наши лодки не могут уже пройти, а это конец туризма. Причина в том, что всего в нескольких десятках метров от этой хрупкой экосистемы проходит путь гигантских контейнеровозов в порты Украины. Шум, мазут в воде совершенно недопустимы. Румыния маленькая страна.
Решают все украинцы. Мы боремся за то, чтобы изменить положение вещей, но со стороны Украины не предпринимается ничего…» Подобного рода высказывания регулярно звучат в западноевропейских СМИ.
Между тем, демонстративная забота о заповеднике не мешает самой Румынии активно развивать судоходство на реке по своей территории, улучшая инфраструктуру действующих каналов. «Это чисто экономический вопрос. Волнения румынской стороны по поводу экологической обстановки на Дунае не искренни. Здесь экономика, здесь большие деньги и больше ничего», - считает Галина Безикович.
Первая победа за много лет
Стараясь избавиться от конкурентов, Румыния в течение нескольких лет активно оказывала давление на международные организации и, надо отметить, добивалась в этом вопросе значительных успехов. Причем на стороне Румынии выступили и некоторые украинские чиновники, в том числе и Академия наук Украины. «В чем причина такого отношения со стороны президиума Академии наук Украины, иных организаций трудно сказать: желание угодить начальству? Известно обращение Президента Академии Патона, где он, не будучи специалистом в этой области, говорит: позиция Академии наук известна и неизменна. Раз это пошло от него, то здесь очень трудно перечить», - рассказывает Николай Берлинский. Галина Безикович также выражает недоумение по поводу выступлений отдельных отечественных чиновников в поддержку румынской стороны. «Для меня загадка, почему некоторые уважаемые украинские организации продолжают отстаивать интересы румын, вместо того, чтобы защищать государственные интересы своей страны», - Галина Безикович.
Переломным моментом в спорном вопросе стала парижская конференция Ассамблеи Европейских регионов, которая состоялась в феврале. «Мы практически впервые смогли объяснить и показать европейскому сообществу реальное положение вещей по проблемам Дуная. Румынская сторона в течение многих лет при каждом удобном случае активно выступала с обвинениями в адрес Украины. У нас не было возможности ответить, и вот теперь первый шаг в направлении защиты транспортных интересов Украины сделан», - рассказывает Галина Безикович.
Аргументированное и убедительное выступление украинской стороны перед участниками влиятельной европейской организации фактически можно назвать первым победным шагом в деле защиты транспортных интересов Украины на Дунае. «Для многих европейцев это было открытие. И очень показательно, что после конференции генеральный секретарь Ассамблеи европейских регионов Клаус Клип отдельно встретился с нашим губернатором, чтобы побеседовать о Дунае. По словам Клауса Клипа, он готов выступать перед Советом Европы о выделении помощи Украине на решение экологических проблем Дуная,» - рассказывает Галина Безикович. Оптимальным решением проблем Дуная, по словам Клауса Клипа, должна стать программа по улучшению экологии. Участниками и реализаторами этой программы должны стать все страны, через которые идет Дунай. Таким образом, у Украины появился реальный шанс стать активным участником другого, более масштабного проекта по повышению эффективности использования Дуная, как приоритетного речного хода Европы.
МИД Украины: работа над ошибками
Сегодня судовой ход «Дунай-Черное море» работает хоть и не в полную силу, но только в 2009 году по нему прошло 1413 судов, что дало стране почти 400 миллионов гривен чистой прибыли. А это более чем в 4 раза превышает аналогичный показатель 2008 года. При этом по Сулинскому каналу в 2009 году прошло 1081 судно. Понятно, что дальнейшее развитие этого судового хода с каждым годом будет приносить все больший доход. Дальнейшее развитие ГСХ «Дунай - Черное море» во многом зависит от того, какая внешняя политика будет вестись руководством нашей страны в отношении транспортных интересов Украины на Дунае. «Надеюсь, что новое руководство МИД Украины больше будет уделять внимания этому вопросу. Что же касается руководства Одесской области, то его задача - постоянно поднимать этот вопрос перед Киевом и сохранять активную позицию по защите интересов нашей страны», - считает Игорь Коваль. К слову, о последних, беззубость и беспринципность украинской дипломатии стоила нашей стране части шельфа острова Змеиный, 400 метров побережья Дуная, где Молдова построила порт Джурдждулешты, практически оставив без работы украинский порт Рени. Создается ощущение, что люди, от которых зависело решение этих территориальных споров, отстаивали совсем не украинские государственные интересы, а свои личные шкурные. Иначе чем можно объяснить такое игнорирование интересов собственной страны?
Дунай еще можно отстоять. Главное - чтобы политика в этом отношении была взвешенной и последовательной. По мнению Игоря Коваля, политика Украины в отношении Дуная должна быть не агрессивной, а наступательной. Только так можно отстоять государственные интересы нашей страны.
Нелли Карабашева