20 сентября Одесский морской порт представил пилотный проект «Единое окно - локальное решение», став первым в Украине, кто применил безбумажную информационную систему, чтобы сделать пропуск грузов прозрачным и быстрым. Косвенный эффект от новшества - сокращение числа контактов чиновников и бизнеса, наконец-то дав ему дорогу для развития.
Презентовали проект в Одесском порту Юрий Васьков, председатель АМПУ и 1-й заместитель министра инфраструктуры Константин Ефименко, который отметил, что «Три года назад на обработку контейнера уходило 40-45 часов. Тогда как в Румынии, Турции, менее 3 часов».
Украина постепенно теряет грузопотоки. Одесса первой почувствовала потерю транзита, уход казахской нефти. На черноморском контейнерном рынке тоже становится тесно. Растет российский порт Тамань.
- Поэтому, необходимо введение международных стандартов и технологий в бизнес-процессы нашей морской отрасли, - подчеркнул Ефименко. - Сегодня 50% груза уже оформляется до 4 часов. Раньше для оформления груза экспедитору нужно было подготовить 30 документов, занести их в 30 кабинетов, в каждом решая вопрос продвижения бумаги. Время оформления транспортных средств с транзитными и импортными грузами в Украине в значительной степени превышало эти же показатели ведущих европейских портов. Для улучшения ситуации в зоне деятельности Южной региональной таможни и портов Большой Одессы созданы междуведомственная и экспертная рабочие группы для внедрения системы «Единое окно». Постановлением Кабинета министров принята единая информационная система портового сообщества. Все документы теперь оформляются в электронном виде и рассылаются в 30 кабинетов. И также по электронной почте экспедитор получает ответ. Этим шагом мы сводим до минимума контактирование чиновника и бизнес, чтобы исключить человеческий фактор и пресечь коррупцию.
Теперь экспедитор еще до выхода груза из порта, направляет документы в порт назначения, где они проходят проверку. И таможня достаточно быстро проведет все манипуляции по прибытии груза и пропуске его через границу.
Правда, Юрий Соколов, заместитель начальника Южной таможни посетовал на то, что большинство грузов приходится на выходные дни. И груз простаивает без движения. В то же время таможенникам приходится работать с несколькими базами, хотя их можно было объединить в единую.
- Сегодня мы способны предупреждать ситуации простоя, - уверил таможенник. - Сейчас нам заблаговременно подано 60 нарядов, хотя груза еще нет. И у нас есть время провести соответствующие процедуры. Таможня готова работать в новой информационной системе, - заверил начальник. - Мы провели сокращения с 1900 до 1300 человек. И надеемся оптимизировать работу.
Тем не менее, советник министра инфраструктуры Олег Платонов, считает, что, несмотря на нововведения, «просто не будет! Никто не упрощает контроль регистрации и проверки. Все остается, но в электронном виде. Вторая проблема - ЕЭС не передают данные украинской стороне, достаточные для анализа и упрощения процедур. Поэтому, черноморские страны решили объединиться для обмена данных. Еще одна проблема - несовершенство украинского законодательства о государственно-частном партнерстве, что тормозит развитие бизнеса».
Однако все эти моменты чиновники планируют со временем преодолеть пошагово. Опыт Одесского порта, успешно внедрившего систему «единого окна», должны к концу года перенять остальные украинские порты.
- Со 2 сентября на территории Одесского порта оформление контейнеров осуществляется исключительно на основании программного комплекса «Электронный наряд», - объяснил начальник службы стратегического развития ГП АМПУ Вячеслав Вороной. - Внедрение такой системы позволит нам структурировать и упорядочить информационные потоки между участниками транспортного процесса. Информация подается в электронном виде единоразово в единое окно. На данный момент с использованием Единой информационной системы портового сообщества уже обработано более 70 тыс. контейнеров. На следующей неделе запланирована тестовая эксплуатация в Ильичевском морском порту.
Инна Ищук, Анатолий Венгрук