Очередная встреча экипажа лайнера «Казахстан» затмила все, что было до этого. И не только потому, что народа съехалось - 147 человек, в два раза больше, чем в предыдущий раз. Были не только моряки из Харькова, Евпатории, Николаева, Житомира, Запорожья, но и гости из Москвы, Баку и Германии. А когда в банкетный зал энергично зашел директор круиза Анджело Винченцо, удивлению не было предела!
- Это наш папа! - в один голос говорили все, от матроса до капитана. Кухня и машина, все старались обменяться хоть полусловом, полуобъятием с итальянцем. И каждому он уделял минуточку внимания, говорил, позировал на фото.
- Я никогда не думал, что вернусь в Одессу, - признался Анджело Винченцо, который 17 лет возглавлял круиз. - И вы не только мои друзья, но моя большая семья! Когда Леонид позвонил и пригласил на вечер, я, конечно, согласился, приехать. Потому что здесь осталось мое сердце.
Очень большой фотоальбом выложен здесь (регстрация для просмотра и скачивания не нужна, ее нужно игнорировать)
https://www.facebook.com/media/set/?set=a.546207675452629.1073741882.183667578373309&type=1 Сюрприз сюрпризов
Леониду Плотникову, руководителю оркестра удалось сохранить тайну приезда Винченцо до начала встречи. Никто не знал, какой высокий гость пожалует. И это был сюрприз всех сюрпризов.
- Анджело со всеми находил общий язык, всем помогал, - рассказывают музыканты. - Он прекрасно понимал, что нужно туристу и экипажу. И достойно вел бизнес.
На теплоходе «Казахстан» Анджело встретил свою жену. Она кстати, передала привет всему экипажу. У них две дочери, 20 и 14 лет.
- Сейчас семья маленькая, - шутит итальянец, - не то, что раньше - целый теплоход! Я бы сейчас всех вас взял и пошел в круиз! Потому что я знаю, вы все можете, с вами надежно!
И с этих слов теплоход «Казахстан» или «Наш Казах», как его нежно называет экипаж, уплыл по волнам воспоминаний.
- Я принимал «Казахстан» в 1976 году, - рассказывает капитан Евгений Балашов. - Дело было в Финляндии. Это был четвертый теплоход из серии автопаромов типа «Белоруссии». Тогда с появлением автомобилей завода «Тольятти» возникла идея перевозить пассажиров с машинами, чтобы они потом своим ходом могли путешествовать по стране. Мы сделали рейс по Балтике. А затем я привел судно в Одессу. И потом много ходили по Крымско-кавказской и за границу.
- Для меня «Казахстан» - это дружный экипаж, с которым мы могли все, - заключил капитан.
Для Валерия Дробота, капитана судна, первый рейс на «Казахстане» пришелся на кругосветку с немецкими пассажирами.
- Немцы привыкают как к дому, так и судну, - рассуждает Валерий Дробот. - Они всегда стремились попасть на этот теплоход. Помню, смотрю, списки. Что такое? Первый и второй, и третий рейс одни и те же фамилии. Пассажиры садились на лайнер и катались несколько круизов. Благодаря экипажу, на судне была создана душевная теплая атмосфера. И это никогда не забудется. Два года назад, когда встал вопрос, как отметить золотую свадьбу, мы с женой решили пойти в круиз. Потому что лучше моря ничего не бывает.
Как немцы подрались с англичанами на День Победы
Теплоход «Казахстан», благодаря судьбе и слаженному экипажу, избежал неприятностей, которые случались с такими лайнерами, как «Максим Горький», «Федор Шаляпин».
- Да, были шторма, что все летало с борта на борт, - вспоминает киоскер Татьяна Гребнева. Тем не менее, все всегда было в порядке. Экипаж работал слажено и дружно.
До «Казаха» у Татьяны за плечами «Грузия», «Брежнев», «Шостакович», «Украина», «Литва». На Казахстане ходила 7 лет, именно на нем познакомилась с мужем. И живут, душа в душу.
- Казахстан отличался от всех лайнеров своим дружным экипажем, - отмечает Татьяна. - Мы, в самом деле, были большой семьей. И пассажиры, приходя к нам, это чувствовали. Они спрашивали нас о семьях, новостях, старались быть в курсе всех событий.
- В основном с нами ходили пассажиры постарше, - говорит старший пассажирский помощник Евгений Сагайдак. - Было много именитых гостей. Художники, профессора, народные артисты, директор завода БМВ из Штутгарта, премьер-министр Великобритании, Генеральный секретарь ООН. Председатель общества аристократов пригласил меня, когда буду в Дюссельдорфе, на теннис. Как-то иду по палубе. Слышу - поют. И так красиво. Это артисты Большого театра! Были разные ситуации в круизе. Однажды на День Победы немцы и англичане, участники Второй мировой войны выпили, и человек 40 на 30 начали драться. Я никогда такого не видел. Мы разняли их. Благо, женщины в этом не участвовали.
Самый большой бифштекс был на «Казахстане»
- Кухня, в основном, была одесская, - вспоминает шеф-повар ресторана Валерий Пузик. - Хотя, в меню были и омары фаршированные, креветки-гриль с чесноком. На «Казахстане» изобрели самый большой на флоте бифштекс - 28 см. А главный кок лично создал свое авторское блюдо - форель, запеченную в соли, фаршированную овощами с лимоном под соусом.
До шеф-повара он поднимался по всем ступенькам, начиная с мойщика посуды. Родился в Евпатории. Служил в Одессе, где был командирован в столовую. Именно там понял, что это его дело. Учился в одесском училище № 1 на повара. Закончил техникум, высшие курсы поваров в Ленинграде.
- Мы всегда старались придумать для пассажира что-то интересное, - вспоминает шеф-повар. - Заходили в район Тайваня - готовили китайскую кухню. Во Франции угощали блюдом фуа гра - специальным образом приготовленная печень откормленного гуся или утки.
- В Одессе подавали форшмак, цимес, - смеется Валерий.
- У нас все было на высшем уровне, - вспоминает Татьяна Пикуль, которая работала с приемки судна в музсалоне, в баре. - Улыбка «смайл», «чиз», особенно на американской линии. Тогда мы жили в закрытой стране. И для нас приподнялся железный занавес. Мы увидели, как живут люди во всем мире, также работают, как и мы.
Администратор Светлана Губа организовывала работу ресторана. А заодно «зажигала» различные акции и праздники:
- Были у нас тогда экскурсии для пассажиров в машину, на мостик. Мы старались разнообразить дни круиза, постоянно что-то придумывали.
Сама впечатлилась, когда Светлане исполнилось 25 лет.
- В этот день все ушли на экскурсии в Стамбуле, - говорит морячка. - А меня вызывают. Дедушке стало плохо. Его бабушка ушла в город. А он остался, потому что плохо себя чувствовал. Доктор сделал ему укол. И я сидела с ним в каюте, пока ему не стало лучше. Благо, дедушку спасли.
Судовой врач Анатолий Городенский, кстати, кум Софии Ротару. Интересно, что на судне снимался фильм «Душа» в главных ролях с певицей. На теплоходе также в свое время путешествовали Лев Лещенко, Бэлла Руденко, Лолита, Ярмольник, Юрий Николаев и Наташа Королева:
- Именно тогда мы узнали, что у Наташи Королевой, оказывается, фамилия Порывай, - девочки посмотрели в ее паспорт. А какие они концерты нам давали - 17 номеров!
- Мы умели и поработать, и отдохнуть, - делится дневальная Елена Чуфитова (Усенко). - Участвовали в конкурсах самодеятельности. В свой первый рейс на южную Америку мы пересекали Экватор. На праздник Нептуна нас бросали в бассейн, посвящали в моряки. У кого не было сережек, по желанию прокалывали уши. Цепляли серебряные кресты - знак, что мы с честью прошли через Панамский канал.
Казашка «Казахстана» и леди экипажа судна
Теплоход «Казахстан» оправдывал свое название, когда несколько круизов пассажирами были казахи. На борту теплохода почти 10 лет парикмахером проработала казашка Тамара Кушмаева. Благодаря ей, и пассажиры и экипаж всегда были с модными прическами.
- Приходим в Ленинград. А встречающие с таким восхищением на нас смотрят, - вспоминает мастерица, - все как артисты, причесанные, красивые.
Тамара родилась в Казахстане. Жила в Киргизии. Во Львове получила специальность модельера. Работала в салоне. Побеждала на конкурсах в Ташкенте по парикмахерскому искусству. Была признанным мастером, лучшей по профессии. Обслуживала первых лиц республики. Но когда узнала, что есть возможность уйти в плавание, увидеть страны на борту лайнера, вместе с подругой Олей Герасимовой поехала в Одессу. И так вместе их и взяли.
- Когда мы пришли в порт Коломбо, - говорит Тамара, - в Шри Ланке встретили посла Советского Союза, нашего земляка. Он так обрадовался, когда услышал родную речь, пригласил нас на прием. И мы с Сергеем Мелащенко, кстати, кавалером ордена Дружбы народов, поехали в посольство. Тогда была жара градусов +50. А мы, как белые люди, с кондиционером. Это в то время, то. На приеме - тарелки с гербами Советского Союза, вкусные блюда. Вернулись мы с подарками, счастливые и довольные.
Тамара представляет нам первую леди экипажа судна - топ-модель Люду Кучеренко, все такую же грациозную и обаятельную, несмотря на 18 лет морского стажа и будней на суше. Людмила помимо своей работы, еще показывала одежду для туристов. На теплоходе было два магазина, немецкий, фирменный и «Березка».
- Мы демонстрировали купальники, платья, шубы перед туристами, - улыбается модница. - И тогда они быстрее продавались.
Знакомая по юморинским карнавалам, «пиратка» Люда Онуфриенко тоже из «Казаха». Кем только не работала: кондитером, бортпроводницей. На «Казахстане» путешествовал ее попугай Рика. Птичка проявила настоящие морские качества. Она не только умеет говорить, но и смеется, гавкает, издает веселые звуки и очень позитивна. Рика обожает борщ и сало. И, как оказалось, хорошо переносит качку, как и ее хозяйка.
Фишкой круизного плавания советского времени была самодеятельность. Самых активных всегда поощряли и двигали по карьерной лестнице. На стенгазете, вывешенной «казахами», яркие кадры цыганочки, народных танцев, кадрили-то, что так любили иностранные туристы.
Валентина Петренко показывает себя на фото, стройную симпатичную танцовщицу. На «Казахстане» работала стюардессой. Участвовала в самодеятельности. И на встречу вместе с Леонидом подготовили целую программу. Правда она подавала идеи из Москвы. А Леонид реализовывал в Одессе. И наконец, они сошлись на сцене.
«Все болезни нипочем, если ночью спишь с врачом». - читает Валентина морские премудрости. - «Пустите переночевать, не разочарую! Матрос узнал, что ему изменила жена еще в лифте, по надписям».
Артисты показывают сценку, как проводится пятиминутка в ресторане Алма-Ата перед приходом в Стамбул. Леонид читает рассказ, где фамилии членов экипажа употреблены в различных значениях. Взрывы смеха! У каждого слова отзываются в сердце. Звучит любимая песня экипажа «Старое кафе» и песня о «Казахе».
Есть только миг между прошлым и будущим…
Это «Казах», это молодость наша и жизнь.
- Теплоход «Казахстан», в возрасте 35-ти лет был разрезан на металлолом в порту Аланг в Индии, - говорит Леонид, - но память о нем жива, потому что есть экипаж. И мы собрались для того, чтобы помнили и нас помнили. «Казахстана» нет на земле, но его экипаж есть. И пока мы живы, жив и наш теплоход.
Экипаж почтил минутой молчания тех, кого уже нет. С кем делили каюту и стол, и длинные дни и ночи круизов.
С песнями и танцами выступили артисты самодеятельности, нисколько не потеряв в форме, несмотря на ушедшие годы. Фильм о «Казахстане» напомнил эпизоды жизни экипажа, встречи Нового года, концерты, приезд именитых гостей, смешные курьезы и многое, что хранится в памяти экипажа многолетней выдержки мореплавания.
Инна Ищук, Анатолий Венгрук
Очень большой фотоальбом выложен здесь (регстрация для просмотра и скачивания не нужна, ее нужно игнорировать)
https://www.facebook.com/media/set/?set=a.546207675452629.1073741882.183667578373309&type=1 P.S. После встречи выяснилось, что флаг лайнера, снятый перед разделкой в Индии, сохранился у одного из членов экипажа. Чем не повод для новой встречи?!