УТРЕННЯЯ ЗВЕЗДА

Aug 21, 2013 12:13





Эта история об одесском моряке, которого я знал лично. Он не был государственным, или партийным деятелем, но, после Второй мировой о нем писали американские и советские газеты. Фамилия его была Моргенштерн, что в переводе с немецкого означает - «Утренняя звезда». А писалось в газетах о нем и о его товарищах в связи с тем, что в 1947 году, преодолев штормовой Атлантический океан, они пригнали из Нью-Йорка в Одессу небольшой буксир. Назывался буксир «Циклон». Предназначался он для работы в Одесском порту и перегон его через бушующий Атлантический океан был поистине героическим.
Из Нью-Йорка до Гибралтара «Циклон» шел на буксире парохода «Генерал Черняховский». А от Гибралтара до Одессы своим ходом.
В Атлантике волны накрывали «Циклон» с головой. В машинном отделении гуляла вода. Ее еле успевали откачивать. И весь переход до Гибралтара моряки не снимали спасательных жилетов, передвигаясь по судну через внутренние ходы сообщения, потому что из-за стремительной качки выход на палубу был связан с риском моментально оказаться за бортом…


Когда корреспонденты американских газет узнали, что в Нью-Йорк прибыли советские моряки для перегона через океан небольшого портового буксира, они буквально осадили гостиницу, в которой поселился экипаж «Циклона».

Фотографии капитана П.И.Биюля и других моряков, принимавших в Нью-Йорке буксир, не сходили со страниц местных газет.

Но особенно американские корреспонденты заинтересовались 3-м механиком «Циклона» Соломоном Рувимовичем Моргенштерном. Им рассказал о нем старший механик П. С.Умысков.

С.Р. Морргенштерн воевал с немецкими фашистами в морской пехоте, участник боев на Малой земле, он получил тяжелое ранение зимой 1943-го, при высадке десанта близ Керчи, когда, несмотря на жестокий огонь немецких береговых батарей, морские пехотинцы, прыгая с переправивших их через Керченский пролив самоходных барж и катеров в ледяную воду, неудержимо рвались к захваченному врагом крымскому берегу. Такой человек был для нью-йоркских корреспондентов необычайно интересен. Ведь в американской прессе времен Второй мировой много писалось и об уничтожении евреев в фашистских концлагерях и гетто, и о том, что в борьбе с немецким нацизмом, по версиям советских газет, героизм проявляли воины советской армии в основном только русской национальности.

А тут - еврей!

Соломон Рувимович всячески уклонялся от встреч с нью-йоркскими репортерами, прекрасно понимая, что по возвращении в Советский Союз в «компетентных органах», как тогда называли НКВД, его общение с американцами будет истолковано не в его пользу.

Но когда «Циклон» покидал нью-йоркский порт, американские газетчики, провожая его на катерах до выхода из гавани, все же поймали Соломона Рувимовича в объективы своих фотоаппаратов, когда он вышел из машинного отделения на палубу, так что ему пришлось быстро спуститься назад, в машинное отделение…

По прибытии «Циклона» в Одессу руководство Черноморского пароходства устроило во Дворце моряков торжественное собрание, на котором приветствовало экипаж маленького суденышка, преодолевшего штормовой Атлантический океан.

Мне посчастливилось быть на том собрании, слушать выступление капитана П. И.Биюля и других моряков «Циклона», подробно рассказывающих об их необычном рейсе.

После собрания членов экипажа «Циклона» окружили корреспонденты советских газет и журналов, забросав вопросами. Я тоже стоял в этой толпе, слушая ответы моряков, а когда все стали расходиться, набравшись храбрости, подошел к Соломону Рувимовичу Моргенштерну.

Почему именно к нему? Наверно потому, что своим внешним видом он был похож на героев морских рассказов любимого мною тогда Джека Лондона.

Смущаясь и краснея, я задал ему глупый вопрос: «Не страшно ли ему было в штормовом океане?» Он улыбнулся и ответил: «Страшно было, когда до «Циклона» я был без работы. Вот тогда было страшно. А в океане, нет»

Прошло какое-то время, и я встретил его в отделе кадров пароходства. Увидев меня, он подошел, приветливо поздоровался и сказал, что получил назначение на теплоход «Краснодар».

Тогда это было одно из лучших судов Черноморского пароходства, полученное в счет репараций из поверженной фашистской Германии.

До начала «Холодной войны между США и СССР, которая разразилась в конце 1949 года, «Краснодар» ходил на порты Соединенных штатов Америки. А стармехом на «Краснодаре» был П.С.Умысков, с которым С.Р.Моргенштерн перегонял из Нью-Йорка в Одессу «Циклон». И, вероятней всего, по рекомендации П.С.Умыскова Соломон Рувимович и получил назначение на этот теплоход.

Прошло еще несколько лет, и я встретил Соломона Рувимовича в Одесском порту. Он шел с чемоданом на стоявший у Платоновского мола небольшой сухогрузный теплоход «Любовь Шевцова».

В Одессе собралось тогда несколько таких судов, построенных в Венгрии и названных именами комсомольцев-подпольщиков из Краснодона, погибших от рук фашистских палачей.

Писатель Фадеев написал об этих ребятах роман «Молодая гвардия». По роману Александра Фадеева режиссером Сергеем Герасимовым был снят одноименный фильм.

И вот, после книги и фильма, появилась серия судов, названных именами погибших героев: «Олег Кошевой», «Любовь Шевцова», «Ульяна Громова» и других членов подпольной организации «Молодая гвардия»,

Из Одессы эти суда перегоняли на Дальний Восток, где они плавали в составе Дальневосточного и Сахалинского пароходств.

Не знаю, как долго работал на «Любови Шевцовой» Соломон Рувимович, но в 1950-м году мне встретилась его фамилия в небольшой заметке, напечатанной в газете «Моряк».

Из этой заметки я узнал, что он плавает 3-м механиком на пассажирском дизель-электроходе «Россия» и в судовом социалистическом соревновании его вахта завоевала первое место.

Но, в том же, 1950-м году, в разгар сталинской кампании по «борьбе с безродными космополитами», когда из Черноморского пароходства увольняли десятки людей: капитанов, старших механиков и других специалистов «нерусской национальности», болгар, греков, поляков, был уволен и Соломон Моргенштерн. Об этом я узнал от своего друга Игоря Анисимова, плававшего мотористом на «России».

С Соломоном Рувимовичем он стоял вахту. Называл его Сеня. Так называли Соломона все работавшие с ним моряки. И о своем вахтенном начальнике Игорь Анисимов отзывался в высшей степени положительно, добавив, что Сеня очень отважный парень.

Главным механиком на «России» был Антон Антонович Бардецкий, строгий и очень требовательный человек.

Но Соломон Рувимович своей самоотверженной работой так сумел расположить к себе главного механика, что когда Анисимов вышел как-то на вахту выпивший и это заметил спустившийся в машинное отделение А.А.Бардецкий, который, возмутившись, хотел немедленно Анисимова списать, остаться работать на «России» помог своему вахтенному мотористу не кто иной, как Соломон Моргенштерн…

Уволенный из Черноморского пароходства, Соломон Рувимович перебивался случайными заработками. А потом, узнав, что в Мурманске требуются морские специалисты, уехал туда, был принят на работу и получил назначение 2-м механиком на теплоход «Кола».

Так началась его жизнь на Севере, где суровый полярный климат требовал от людей не анкетных данных и «чистоты крови», а тяжкого самоотверженного труда…

Прошли годы. Я уже плавал старшим механиком на теплоходе «Аркадий Гайдар», когда однажды в газете «Водный транспорт», органе Министерства морского флота СССР, увидел знакомую фамилию.

Из газетной статьи узнал, что Соломон Рувимович Моргенштерн не только плавал старшим механиком на судах Мурманского морского пароходства, но как лучший специалист командировался в ГДР, Польшу, Данию и Финляндию наблюдать за строительством для этого пароходства судов.

В этой же статье было сказано, что «Решением Коллегии Министерства морского флота и ЦК профсоюза рабочих морского и речного флота за достижения наилучших результатов в соревновании по профессиям за 1970 год Моргенштерну Соломону Рувимовичу присвоено звание «Лучший старший механик Министерства морского флота СССР».

Вот такая была у меня заочная встреча с человеком, который участвовал когда-то в перегоне из Нью-Йорка в Одессу буксира «Циклон», и на которого при нашем знакомстве в Одесском Дворце моряков я смотрел как на настоящего героя…

В 2012 году в Одессе, благодаря финансовой поддержке судоходной компании «Укрферри» и по инициативе ее директора по развитию и маркетингу - Романа Соломоновича Моргенштерна вышла в свет «Морская энциклопедия Одессы».

К участию в создании этой уникальной энциклопедии был привлечен и я, как автор статей о море и моряках.

Так я познакомился с сыном Соломона Рувимовича, от которого узнал много интересного о его отце.

Рос Соломон Рувимович Моргенштерн в Одессе, в семье музыканта. И, конечно, родители мечтали о том, что профессией их сына станет музыка.

Но рос он на улице Софиевской, № 11, рядом с морем, Рос в том самом дворе, где жил будущий Герой Советского Союза, командир подводной лодки С-13, потопившей в январе 1945 года самый большой пассажирский лайнер фашистской Германии «Вильгельм Густлофф», Александр Иванович Маринеско.

Маринеско был не намного старше Соломона Моргенштерна, и вместе они бегали к воротам Одесского порта, за которыми можно было видеть огромные корпуса пароходов, их мачты и обветренные океанскими ветрами флаги.

Как и Маринеско, Соломон Моргенштерн поступил в Одесский морской техникум, работая до этого слесарем-дизелистом на Одесском судоремонтном заводе имени Андре Марти. В техникум он поступил в 1936 году. Окончил в 1940 -м, получив специальность «Судовой механик», и сразу был призван в Военно-Морской флот. Служил в Севастополе, а потом на кораблях Дунайской военной флотилии. Там, на границе с Румынией в составе экипажа монитора «Ростовцев» и встретил 22 июня 1941 года войну.

Корабль, на котором он служил, от прямого попадания фашистской бомбы был потоплен. Тяжело раненный Соломон Рувимович чудом остался жив.

После лечения в госпитале, был направлен в бригаду морской пехоты. Участвовал в обороне Кавказа, высаживался с десантом на Малой земле и в Керчи, где в декабре 1943 года снова получил тяжелое ранение, после которого на фронт уже не попал…

Демобилизовавшись из армии в 1946 году, он был принят на работу в Черноморское пароходство.

Ну, а о дальнейшем, я уже рассказал.

Остается добавить, что все годы, когда он работал в Мурманске, семья оставалась в Одессе. И в родной город приезжал лишь в отпуск. Встретив однажды на Дерибасовской того же Игоря Анисимова, он сказал ему, что хотя суда, на которых он плавает, приписаны к Мурманску, но для него портом приписки была и остается Одесса…

Умер Соломон Рувимович в Мурманске, в 1980 году. Но жена привезла его в Одессу и похоронила в родном городе. Такова судьба моряка, чья фамилия в переводе на русский означает: «Утренняя звезда»…



Аркадий Хасин

Одесса, Маринеско, Морские истории, Хасин Аркадий, Личности, Работа в море

Previous post Next post
Up