Гермиона очень изменилась за лето... Вру, Гарри!

Mar 22, 2013 22:22

Я до сих пор время от времени люблю подумать о преломлении идеи магии фентези в нашем реальном мире. Как-то, сидя с gest за чайничком чая (с чабрецом!) я, совершенно без повода, расписывал ему в развернутом виде свою идею о таком отражении некромантии на наш мир, как, внезапно, он сказал: “Так это же все книги о попаданцах!”. Моя основная идея была в том, что некромантия базируется на существующем и, более того, отработанном, особо никому не нужном ресурсе, который, тем не менее, можно вполне ещё пусть в ход. gest использовал мудрые термины а-ля Переслегин в духе “некротехнология”, но я не умею оперировать такими умными словами, видно поэтому и вдоль и поперек мифологизирую свое мышление.

Действительно, во всех этих книгах про попаданцев авторы не стесняются использовать уже существующие миры и мифы, во всю эксплуатируя выдуманный кем-то когда-то за какой-то надобностью ресурс. Да, но попаданцы ли только? По моему вся наша треш-фентези в этом отношении сплошная некромантия - иногда лучше, иногда хуже, но, тем не менее, она вся основывается на эксплуатации идей, которые были подобраны в чуланчиках, где они плохо лежали. А иногда спёрты прямо на глазах изумленных зрителей с витрины музея.

На днях, мне пришлось озадачиться вопросом, чем меня в свое время привлёк "рациональный Гарри Поттер"? Это оказался не такой уж простой вопрос - ответ никак не хотел формулироваться. Я мог разделить восторг своих друзей, которые восхищались то вменяемым описанием рациональных научных методов, то художественно расписанными типичными ошибками человеческого мышления, или даже просто радовались новаторскими методами преподавания профессора Квирела. Мне одинаково чужды и радость от удачной популяризации научных методов в массах, так и собственно желание нести в эти массы навыки “правильного мышления”. Я вдруг понял, что я нахожу удовольствие в совсем другое сторне этого, будем честными, “фанфика” - эстетико-технологическая.

Сам я достаточно равнодушен к оригинальному Гарри Поттеру. Да, я осилил первую книгу, посмотрел несколько фильмов - но исключительно из соображений общего развития. Должен же я знать, в конце концов, мифы, которые доминируют в мозгах людей, среди которых я живу? Особого отторжения у меня от данного мифа нет, но и сказать, что он как-то повлиял на мою психику, постоянно пребывающую в неокрепшем состоянии, я тоже не могу. Уж точно вштыриться от него, как в свое время от миров Желязны, я не смог.

Но Гарри с рациональными мозгами - это нечто совсем другая история. Да, естественно, это такое же порождение некромантии, как прочее треш-фентези: все признаки на лицо. Но это порождение как минимум некроманта 80-го уровня! Да, мастер породил химеру, но даже самый придирчивый взгляд не сможет найти следов от скальпеля или обнаружить зоны, где в исходной плоти проглядывает чужеродный материал. Они уже настолько плотно смешались и срослись друг с другом, что вырвавшийся из-за застенок лаборатории организм можно считать уже самостоятельным созданием. Извините, каким созданием, нежитью, конечно, раз я уж я начал говорить в терминах некромантии. Но это не та нежить, в виде слепленных на грубую руку из нескольких трупов чужих миров безобразных монстров и зомби, которых мы знаем по трешевым мирам попаданцев. Это создание уже заслуживает титула Высшей Нежити. Эта нежить уже обладает своей собственной магией, навыками и возможностями, помимо тех, что достались ей от исходного материала, на базе которого её лепили или вызывали. Это не просто жалкая конструкция в духе “а если это было вот так”, это уже совершенно самостоятельное творение, которое обладает своей собственной волей, и своим, совершенно другим способом воздействия на окружающий мир и круг её читателей. Высшая Нежить, что тут ещё добавить..

Но всё ж нельзя отрицать, что при всех достоинствах этой книги, она производна от исходных мира и мифа. Некромант не может или не способен творить жизнь, он всего лишь творчески перерабатывает то, что от неё остается. Это его недостатки, те самые, которые одновременно продолжения его достоинств. Если это понять и принять, то ничего уже не мешает получать именно эстетическое удовольствие от данного творения Элиезера Юдковского, Некроманта фиг знает какого там уровня.

некромантия, книги, эстетика, гарри поттер

Previous post
Up