Три раза объяснил, сам уже всё понял...
Нет, кое-что я понял гораздо раньше, в тот момент, когда размышлял, как вообще можно объяснить какие-то процессы, которые происходят в теле, и на какие аспекты надо обратить внимание, когда пытаешься описать практику работы с голосом. Поводом подумать стало спонтанная встреча с
just_yew , поводом которой была не менее спонтанная тема "ну давай посмотрим, что можно придумать с голосом". Большинство практик, связанных с голосом, я всегда использовал в личных корыстных целях, а потому для меня оказалось сюрпризом, как некоторые вещи выглядят со стороны, в преломлении индивидуальности другого человека.
- Я всегда начинаю с грудного резонатора. Я считаю это базой. Вопрос простой: есть у тебя сила в голосе или нет. Можешь ты долго "беспощадно нести информацию" или не можешь. Это аналог силы и выносливости для бойца информационного-голосового фронта. Лучшим упражнением на раскрытие грудного резонатора я считаю " мычание", которое сам делаю регулярно и совсем по другому поводу, чем развитие голоса. Но я впервые сидел не сзади, не сбоку, а ПЕРЕД мычащим человеком. В момент подключения горлового резонатора источник звука реально перемещается с головы человек в его грудь. При непостоянном держании грудного резонатора картинка получается ещё фееричнее - звук гуляет по телу: сверху вниз и обратно. Лично для меня совет "переместить источник звука в дяньтянь" перешёл из разряда "идеи цигун" в физическую реальность. Поймите меня правильно: одно дело это чувствовать на себе, другое, когда ты слышишь этот эффект в исполнении другого человека. Для меня лично эта идея позволила в разы ускорить подключение даньтяня - как будто появились новые центры управления, которые быстрей подтягивают ресурсы тела.
Помимо этого, в тот момент, когда я размышлял, как правильно описать свои ощущения подключения грудного резонатора, я понял, что там происходит процесс диаметральный использованию горлового резонатора и маски. Если горло и маска провоцирует в первом приближении на использование силы: сильней дерем связки, сильней даем поток воздуха в маску, то грудной резонатор требует наоборот раскрытия и расслабления. Ты должен раскрыть нечто в грудной полости. Более того: когда я начал следить, как вибрации голоса дальше начинают распространяться по телу (идея "тело как резонатор"), я понял, что там действует тот же самый принцип: я должен нечто "открыть" в конечностях, чтоб вибрации распространялись свободно. Это не напряжение мышц, это что-то другое, но вполне работает через ощущения "открытости". Это опять вывело на новое понимание идеи "пустое тело", о котором так любят рассуждать мастера цигун.
- Ещё один факт, на который я обратил внимание: на нашу склонность подключать ресурсы только в экстремальных ситуациях. Да, грудной резонатор подключается, но только когда мы попадаем в вынужденную ситуацию: например, в условиях агрессии или беспощадного несения информации. А в спокойной обстановке? Грудной резонатор при шёпоте? Нет, трудно. Как будто существует некий барьер в голове, который отключает функции нашего организма при падении усилия ниже некого уровня. И это не режим экономии ресурсов - грудной резонатор это как раз экономия, а не трата ресурсов. Дело, судя по всему, в тонкости контроля и управлении. Тот же самый случай, когда сделать быстро нам проще, чем медленней. Да, медленней мы тратим меньше ресурсов, но только все огрехи всплывают и становятся видимыми.
Таким образом, мало подключить грудной резонатор, мало его использовать в "оперативном" режиме, надо специально тренировать его на "сверхнизких" уровнях. Говорить тихо. Шёпотом. Но так, чтоб твой шёпот был слышен по всей комнате. Именно на таких режимах и получаешь ответ: насколько точно ты управляешь энергией твоего голоса. В медленном зарождается быстрое. В тихом зарождается громкое. Тема " металла" меня в последнее время меня преследует постоянно.
- Следующий момент - зона нашей профессиональной компетенции. Пока мы в ней - работать с голосом на порядок проще. Шаг в сторону - и мы теряем всё, что, казалось бы, принадлежит нам. Единственное препятствие: наше искусственное разделение опыта на никак не связанные отсеки в наших головах - это работа, а это личная жизнь, а вообще мое хобби. Какая разница, где подключать тот же грудной резонатор, если ты это умеешь делать, например, на работе? Ан нет... Оказывается есть. Если честно - у меня тоже есть. На работе у меня автоматически включается режим "безжалостного несения информации", а в обыденной жизни функцию "энергия в голос" приходится включать сознательно. Трудностей на включение нет, но помнить об этом надо.
В любом случае, эта проблема решается классическим способом - больше связей, хороших и разных. Всё едино. Навыки из одной области, переносим в другую. Ищем в хобби работу, в работе - личное, а в личном - всё остальное. Или играем. Мне достаточно выйти на сцену, чтоб перейти в режим "вещания", поэтому главное помнить "весь мир - театр" и переключатель щелкает сам.
В любом случае материала на уровне "тела" я набрал достаточно. Есть о чем подумать и как трансформировать свои личные практики. Кое-что уже трансформировалось само: организм быстро раскусил преимущества "нового прочтения" старых вещей, но это, как водится, уже совсем другая история.