Образование 2.0

Jul 28, 2009 14:52

У меня, как у бывшего и частично текущего бойца педагогического фронта, регулярно пытаются узнать мнение о современном образовании и прочих фабриках людей. Причем задающие вопрос, чаще всего, пытаются поставить вопрос о качестве образования, то бишь качестве закладывания знаний в головы подрастающего поколения. В наших головах до сих пор сидит знак равенства между понятиями "образование" и "знания". Люди, оглянитесь вокруг! Мы живет в 21 веке, выдача знаний отнюдь не является приоритетом всех форм обязательного и полуобязательного обучения (высшее сюда включаем), эта странная мысль досталась нам в наследство с тех времен, когда-то образование только зарождалось.

Если нам нужно знание, так есть более простые способы получить его. Общий принцип: "если ты хочешь что-то делать, просто делай это". Читай книги по предметам, что тебя интересуют. Пиши статьи о том, что тебя интересует. Найди программы предметов ведущих вузов (если не ошибаюсь, Гарвард или кто-то из не менее именитых выложил в свободный доступ лекции по своим курсам). При должной мотивации КПД такого обучения будет гораздо выше, чем если то же время просидеть за партой. А если накопление информации совместить с одновременным применением её на практике, так КПД вообще взлетит до небес. С точки зрения накопления знаний "принудительное" посещение занятий решает только одну, хотя для многих очень важную, задачу - кнут, который будет подгонять к знаниям. Но человек с богатой фантазией может придумать себе сколько угодно таких кнутов и сам.

Правда есть один очень тонкий момент. Очень многие профессии подразумевают невозможность пустить полученную информацию в ход сразу. Они действительно требуют серьезной подготовки: достаточно вспомнить профессию врача. Но и без этого биологам надо резать лягушек, химикам портить вещи, физикам крутить ручки приборов - и делать это желательно в обстановке, гарантирующей безопасность для окружающих. Парадокс заключается в том, что в нашем современном образовании именно эти практические занятия стали персоной нон грата. Не де юре, но де факто. Вспомните, если вы учились на "естественных" и "инженерских" специальностях об отношении к таким предметам. Это всегда что-то такое дополнительное, раздражающее и прочее из разряда "быстрей сдать и разделаться". Причем преподаватели старой школы неустанно твердят о том, что эта "практика" и есть самое главное - но кто их слушает? Отравляющее влияние "легкого" образования (воздержусь от слова "гуманитарное" - ибо гуманитарии гуманитариям рознь) приводит и к тому, что сами учебные заведения воспринимают лаборатории для практического занятия обузой. Гораздо выгодней учить специальностям, где кроме голых стен, парт и стульев ничего не надо. И это автоматически возвращает нас мысли, что эффективнее знания получать другим путем.

Возникает вопрос: а нужно ли в таком случае образование? Парадоксально, но я скажу - да, нужно. Только ещё раз напомню, что не надо приравнивать слово "образование" к слову "знания". В суровые времена средневековья образование действительно решало эту задачу - дать знания. Обществу нужны были люди с знаниями, это был передней фронт борьбы общества за свое выживание. Со временем знающих людей требовалось все больше и больше, университеты и школы перешли на конвейерные методы обучения, и чем дальше, тем больше будет усугубляться ситуация, что они будут давать уровень знаний чуть менее, чем средний. Фактически, мы на текущий момент уже получили ситуацию, когда диплом о высшем образовании воспринимается как часть "обязательного" образования. Причем безотносительно специальности - работадателю за редким исключением (та же медицина и т.д. и т.п) просто важен сам факт наличия такого образования.

Так что же дает нам современное образование? Ответ простой - социализацию. Время нашей учебы - это действительно уникальное время, которое крайне редко повторяется в нашей жизни. Ну скажите, когда вы после завершения учебы имели возможность плотно общаться с большим количеством людей, примерно равными вам по статусу? Без всех этих иерархических игр в менеджеров-исполнителей, статусных специалистов и прочих наборов масок и ролей? Где вы ещё могли получить такую великолепную песочницу для отработки навыков взаимодействия людей, и выработки лично вашей успешной стратегии поведения в жизни? Процесс причинения образования ставит перед нами иногда идиотские, но серьезные вызовы (или, по крайней мере, нам так кажется). Как вы их будете преодолевать: списывать, кооперироваться, зубрить, находить подходы к преподавателю - это личное дело каждого. Имеет значение только одно - успешно или нет ты преодолел эти мнимые вызовы. Именно так: все заведения принудительного образования становятся некой песочницей эмуляции "социальных вызовов". Хотим мы того или нет, но в погоне за заветной корочкой мы так или иначе делаем свой выбор предпочитаемого взаимодействия с людьми в социуме.

Может я кого и шокирую своим мнением, но для меня очевидна разница в поведении людей... Кхм... Скажем так, имевших опыт получения высшего образования, и не имевших. Именно в такой формулировке: засчитывается не полученный диплом, а то, что человек побывал в такой песочнице безотносительно конечного результата. Учеба, сессии, ночные пьянки, выезды в "поля", попытки обмануть преподавателей - по мне так это более важная составляющая процесса обучения, чем собственно получение знаний. Нормальные преподаватели всегда знают, что при необходимости их студенты знания найдут сами, а вот кто им даст нормальные учебные социальные вызовы? Кто как не такой преподаватель подкинет им задачу: "найди ко мне ключик". Да, именно так. Или отмычку, если с ключом проблема.

Иногда "прогрессивные" преподаватели соглашаются с тем, что в образовании "знания" не главное. Мы, мол, даем не знания, мы учим учиться. Что при необходимости вы сможете найти нужные вам знания. Почему бы и нет? Только вот какой-то путь длинный получается: сначала создаем трудности, а потом успешно их преодолеваем. Если вы будет грыть книги самостоятельно, но автоматически будете "учиться учиться". Я бы сказал, тут ситуация иная: умение учится, как говорят наши "потенциальные противники" - life skill. Некий навык, который нам пригодится во всей жизни. Т.е. рассчитывать нагрузку на балку мы может за стенами университета больше и не будем, а вот учится нам точно придется всю жизнь. Таким же способом нормальные преподаватели встраивают в студентов и прочие полезные вещи, типа "способа мышления", который так важен в околонаучных специальностях. Без живого примера, по книгам, это сделать действительно тяжеловато, а вот на уровне "подражания", извините за умное слово "имплицитного моделирования" происходит на ура и само собой. Но можно и самому. Примеры есть. Только уж больно много надо перелопатить книг, и много думать своей головой. А от этого она будет болеть.

Ну и на последок, конечно, диплом. Справка о том, что вы адекватны для современного общества. Вы обладаете определенными навыками и реакциями, которые облегчают общение с вами. Вы доказали свою способность преодолевать даже идиотские трудности. Вам не надо объяснять очевидные вещи. С вами есть о чем поговорить в курилке. Все дороги перед вами открыты. Цинично? Может быть. А кто обещал, что образование будет решать именно ваши задачи? Институт образования создавался обществом и решает задачи общества, а ваши задачи будете решать вы сами. Вам нужно знание? Так современное образование, хотя и не ставит цели активно вбивать знание в ваши головы, отнюдь не закрывает возможности это знание получать. Было бы желание. По мне так проблемы именно с этим, а не с образованием.

осознание, 4-ый контур, гибкость, свобода, 3-ий контур

Previous post Next post
Up