Искусство развлекать

Jun 29, 2009 13:29

Каждый из нас умеет делать хоть что-то лучше, чем все остальные люди. Хотя бы лежать на диване и плевать в потолок. Ну и, естественно, раз ты можешь это делать лучше чем все остальные, так почему бы этим не поделится с другими? Осчастливить, так сказать, всё человечество своими откровениями, как я докатился до жизни такой. А если не хочется, то, наверно, вы пока не считаете, что делаете это лучше других. Или у вас такое больное чувство собственной значимости - заниженная самооценка, махровая асоциальность и прочая, прочая, прочая... Но доктор принимает этажом выше.

Собственно, задача состоит в том, как рассказать людям о своих сногсшибательных успехах по заплевыванию потолка. Проблемы с речью, внешним видом, самоцветами выражений русского языка, способностью держать основную мысль - это всё технические задачи, которые, было бы желание, всегда можно исправить. Главная проблема состоит не в том, чтобы рассказать что-то людям: вопрос в том, захотят ли люди вас слушать?

В старые добрые времена начала-середины 20-го века было как-то попроще: сделай что-нибудь выдающееся, и тебя обязательно захотят выслушать. Ну там добреди до северного полюса, распили атом на пополам, усилием мозга проникни в тайны мироздания. Слава тебе и почести - и никого не волнует можешь ли ты говорить о своих успехах или нет. Если что, за тебя всякие негры напишут и книги и речи, твое дело важно надувать щёки и присутствовать. Тебя тяжело слушать? Не беда - люди были готовы предпринимать усилия, чтобы понять тебя. Главное, чтобы у тебя было что-то, что донести людям, и внимание тебе обеспечено. Да что там ученые, путешественники, спортсмены, танцовщики, великие обманщики - вспомните все классические произведения: классиков ругать все таки моветон, но согласитесь, читать Толстого или, например, Драйзера - ещё тот малый подвиг (ну если вы, конечно, не фанат литературы в целом). Но им было что сказать, и им это прощали. Продирались через тяжеловесные длинные тексты и постигали глубину фонтанов человеческого умища.

Ну да, тогда звездами как раз и были умные люди. Даже не обязательно было понимать, о чем они вещают с экранов телевизора: это же звезды, смотри и наслаждайся. А что теперь? Кого мы считаем звездами сейчас? Тех, кому есть что сказать? Ну... Это... Вы же всё понимаете... Сейчас востребованы те, кто умеет РАЗВЛЕКАТЬ. Конечно, можно сказать, что раньше как раз и развлекали ученые, спортсмены, классики, но это развлечение требовало некоторого напряжения ума от слушателей. Шахматы тоже развлечение, но надо затратить определенное количество усилий, чтобы разобраться в правилах игры и достичь n-ого уровня, чтобы твоим партнерам было не скучно с тобой играть. Т.е. мы говорим о неком усилии, которое человек должен был совершить, чтобы развлечь себя сам с помощью "имеющего, что сказать". Современные технологии же творят чудеса - мы знаем, что теперь усилия совершать не надо - можно развлечься сразу. Например, за деньги. Или даже бесплатно. И плевать, что мы знаем, где и что бывает бесплатным. Специально обученный человек приедет к вам на дом и эффектно и зрелищно сыграет с вами игру на шахматной доске. Правда не в шахматы, а в "чапаева". Зато очень зрелищно и эффектно. И зачем морщить мозг? А вообще зачем приезжать на дом? Нам могут показать зрелищную и эффектную игру в "чапаева" прямо по телевизору.

По этому поводу можно поплеваться, поподнимать руки к небу со воплями "а вот в наше время" - но зачем? Что мы можем изменить в этой ситуации? Это "реальность, данная нам в ощущения". Это наше "неизбежное будущее". Бессмысленно грести против течения, так почему бы не использовать этот поток для своих целей? Посмотрите на людей, мастеров своего дела, которым есть что сказать, и которые умеют это донести до публики. И обратите внимание, как отлично они умеют работать с вниманием публики. Они, помимо того, что сеют разумное, вечное, интеллектуальное и доброе, удовлетворяют главную потребность публики: они её развлекают. Своим видом, своим тоном, перемещениями по сцене, жестами, положением тела, слайдами, клоунскими выходками - кто на что учился. Они не ждут милости от публики - они сами управляют её вниманием. Не дают ей уснуть, ведут себя непредсказуемо, встряхивают её. Многие из них дадут фору профессиональным развлекателям от шоу-бизнеса.

Можно ли развлекая публику говорить о сугубо научных вещах? Не о современных развлекательных научных вопросах типа глобального потепления или позитивной психологии, а об основах физики, к примеру? Почему бы и нет? Даже в образе безумного профессора. Модель бутылки Кляйна, осциллограф... Даже использование логарифмической линейки у него превращается шоу.

Можно презрительно морщить нос, и говорить: "Не буду прогибаться под интеллектуальное быдло и развлекать его". Ну не хотите, так кто ж вас заставляет? Только в этом случае, чем вы сами отличаетесь от тех, кому не хотите рассказывать о ваших успехах? Они не хотят напрягаться слушая вас, а вы? А вы не хотите напрягаться, чтобы вас услышали. Вам надо, чтоб сами пришли и ахнули от восторга, увидев ваш заплеванный потолок. А вы бы презрительно цедили сквозь зубы: "Десять лет совершенствовался". Не выйдет. Мир изменился. Хочешь доносить свою мысль - умей развлекать. Прикладывай к этому усилия... Стоп!

Да, усилия, без сомнения прикладывать надо. Хочешь что-то делать, так делай это! Хочешь говорить с публикой - говори. Хочешь уметь развлекать - развлекай. Просто положи себе в голову, что обо всём надо рассказывать интересно. Ну, правда, если ты не преподаватель ВУЗа, школы или другого учебного заведения "тюремного типа", от которого студенты не сбегут, а на экзамене ты оттянешься, выдрючив всех не раз и не два. Метод кнута - напрягать их, принимать пересдачи, с умиление смотреть на размазывающих сопли и ползающих пред тобой на коленях представителей молодого поколения... Если всё это нравится - то можно не напрягаться. Но вот только ведь в голове у них на всю жизнь остаются знания, которых в голову вложили профессора, которые помимо тупого вбивания знаний умели и развлекать и управлять вниманием студентов. Студенты не боролись со спячкой во время лекции, а разинув рты, не отрываясь слушали своего любимого преподавателя. Кнут vs пряник - делаем свой выбор.

Хочешь делать, делай. Сначала будет трудно. Придется думать, писать речь выступления заранее, пытаться отследить петли обратной связи взаимодействия с публикой - делать это своим ремеслом. Постепенно будет становится все проще и проще: я умею держать внимание публики, я умею говорить, публика не засыпает и не напрягается. Эту задачу можно решить всё теми же техническими методами: ораторское искусство, логопед, структура текста, богатство лексики - говорим, читаем, смотрим, пишем, а главное думаем. Но если посмотреть на всё те же лучшие выступления, то мы увидим, что многие из выступающих пошли дальше: помимо демонстрации пресловутой техники они выпускают на свободу самих себя. Они не стесняются быть теми, кем они являются. Они не выступают, они разговаривают с публикой, как разговаривали бы со своими друзьями. Они выпускают на свободу все свои эмоции, связанные с предметом о котором они говорят, они не только рассказывают факты, они не забывают рассказать о том, что они чувствуют внутри себя об этих фактах. Они своей открытость в какой-то мере позволяют людям на секунду стать ими - теми, кто что-то совершил, открыл, узнал, достиг. Публика даже прощает их формальные технические огрехи. Какая разница, что ты как-то неправильно ходишь по сцене, если публика только что, выпучив глаза, сначала ухнула вниз, а потом резко взлетела наверх на волне драйва оратора.

Это ли не высшая форма развлечения? Побыть тем, кем ты не может побыть в своей обычной жизни. Хотя бы на секунду. Побыть и почувствовать легкость этого свершения, открытия, узнавания, достижения. Да, эти мастера к тому же умудряются подать любые сложные вещи так, что никто ни на секунду не усомнится, что то, о чем вы рассказываете, чертовки легко делается. Мы же с вами помним, что сейчас не модно напрягаться, чтобы развлечься? Так если публика не желает напрягаться слушая вас, зачем вы будете напрягаться выступая перед ней? Просто получайте удовольствие от того, что вы делаете. От развлечения публики. Пусть даже умными вещами. Это не так уж сложно, как может показаться со стороны. Главное самому верить, что все это действительно делается легко. И то, о чем вы рассказываете, и то, как вы рассказываете.

4-ый контур, гибкость, 5-ый контур, свобода, все едино, 3-ий контур

Previous post Next post
Up