Хранителями навеяло: изнанка успеха

Mar 08, 2009 15:59

Проникнувшись отзывом на фильм, просто не мог себе позволить не посмотреть. Посмотрел. Много думал. Не то чтобы, чтобы ночь не спал, но думал. Действительно, видеоряд впечатляет, герои тоже каждый на своем месте, очень порадовали музыкальные темы фильма. В фильме переплетено несколько идей, каждая из которых ценна сама по себе: и далеко не факт, что та мысль, над которой я так усиленно думал, вообще имела место быть в фильме. Ну да ладно - не первый раз, и я верю своим глюкам.

Первым делом, конечно, бросилась в глаза тема всемогущества. Чудеса Доктора Манхенттена поражают воображение, но вот только чудится мне упорно там некий подвох... Всемогущество, полученное случайно. Несчастный случай. Подарок небес. Ну да, воспользоваться этим подарком тоже надо уметь, но в любом случае это ситуация, когда человек сначала получает новые возможности, а потом начинает мучительно перестраивать содержимое своей головы, чтоб этим возможностям соответствовать. Ну что же... Тема действительно интересная, не раз описанная в литературе... Но только вот эта случайность. Бог из машины - получите и распишитесь. Сумел справится с подарком - честь тебе и хвала. Не сумел? Ну ладно, подарок вручим кому-нибудь другому. Или не вручим. Это уж как пожелает чья-то левая пятка.

Гораздо интересней для меня было подумать над вопросом появления других "костюмированных героев". Ведь среди всех них выпадает из общего ряда только сам Доктор Манхеттен. Он ближе к классическим супергероям: кого-то укусил паук, у кого-то денег немерянно было, кто-то гениален от природы... А вот прочие герои все же сделали себя сами. И не зря обычных героев называют именно "костюмированными" героями. Именно это меня и зацепило, заставив покрутить эту мысль в голове с разных сторон. Ведь появление этих героев сродни "самосбывающемуся" пророчеству: сначала человек решает принять участие в этом костюмированном маскараде, одевает пошлую одежду, надевает маску, выходит на улицу, творит безумства, набирается опыта, о нем начинают говорить... И герой готов. И что самое интересное, он теперь действительно не обычный человек, нарядившийся в яркие шмотки, в нем действительно начинает просыпаться "нечто". Петля обратной связи ожиданий и действий раскручивается как маховик: классическая технология "воровства из будущего". Хочешь быть супергероем? Веди себя как супергерой, одевайся как супергерой, сначала убеди людей, что ты супергерой, а потом люди начнут убеждать тебя, что ты супергерой, а потом... Ты станешь супергероем. Или не станешь. Вот за это мне фильм понравился еще больше, что там хотя бы намекнули на это.

Спившиеся герои, герои попавшие в психушку, герои, возомнившие о себе чёрт знает что. Ведь в самой попытке стать "костюмированным героем" кроется признак сумасшествия. Ты должен стать ненормальным, чтобы украсть что-то у будущего. Стать ненормальным, одновременно сохраняя контроль над своей ненормальностью. Пройти по узкой тропинке между безумием и обыденной жизнью. Человек-мотылек, попавший в психушку, женщины-вамп, истекающие кровью перерезанных вен, Комедиант размазывающий сопли и слезы на своем лице, холодок безумия Роршаха - для меня это первый фильм, где так явно показана цена за этот, кажущийся таким легким, путь "воровства из будущего".

Можно провести аналогию с расцветом японских боевых искусств. Мы все знаем имя Миямото Мусаси - великий мастер, что уж сказать. Но задумываемся ли мы о том, какой ценой появился этот мастер? Нет, его "личную" цену, мы прекрасно знаем: вся эта череда выигранных дуэлей. Но ведь были и те, которые тоже шли по этому пути, а потом они встречались с Мусаси. Мастера, которых мы знаем - это вершина айсберга, это исполины, выросшие на богатой перегноем почве. Но только вот кто создавал это перегной? Расцвет воинских искусств Японии - это череда непрерывных феодальных войн, в которых каждый мечтал выслужиться и сделать себе имя: вот та биомасса, которая создала тот чернозем, на котором и выросли исполины. И ведь как-то не хочется думать, когда ты становишься на узкую дорожку Пути, кем ты станешь - героем или удобрением?

В фильме пару раз упоминается, что увлечение "костюмами" было повальным: как у героев, так и у злодеев. И мысль о том, сколько этих людей в масках сгинуло бесследно в бойнях на улицах, в психушках, тихо спилось, стало неудачниками так и остается намеком. Мы точно также видим вершину айсберга, супергероев, которыми стали обычные люди. Мы даже знаем КАК они стали такими. И у нас есть иллюзия, что любой может повторить их путь: надо всего лишь одеть маску и выйти на улицу. Это же так просто, не так ли? Но всегда есть Миямото Мусаси, и те, кому он разбивал головы даже не мечом, а простым веслом.

Мало одеть костюм и выйти на улицу, нужно ещё что-то внутри тебя, что позволит тебе нащупать узкую тропку в безумии: свою личную страсть, которая и станет страховкой для тебя. Поэтому и понравился мне больше всего Роршах, на примере которого нам и показали, как он докатился до жизни такой. И я думаю, не каждый готов заплатить такую цену как он, чтобы из простого участника "костюмированного маскарада" стать тем, кем он стал.

А и ведь хороший фильм. Хороший, но печальный. И "воровство из будущего" тоже хорошая технология. Хорошая, но опасная. Но опытные люди знают, что если есть привычка соблюдать технику безопасности, то слухи об опасности всегда становяться несколько преувеличеными. Просто надо всегда помнить об обратной стороне любой технологии. Или даже с удовольствием ей пользоваться.

осознание, единоборства, сосредоточение, гибкость, свобода, все едино

Previous post Next post
Up