Упаковка

Jan 27, 2009 12:23

Без сомнения, мы все чрезвычайно умны. Мы умеем просчитывать ситуации, предсказывать ходы противника, влезать в его шкуру, транслировать окружающим свое видение мира: все величайшие стратеги, шпионы, дипломаты в истории человечества нервно курят в коридоре. Только одна проблема - почему-то об этом кроме нас никто не знает.

И дело даже не в том, что мы чешем свое ЧСВ, может быть, что мы действительно такие и есть - решаем все проблемы и можем добиться успеха в любом начинании. Я хочу сказать о другом: хотим мы того или нет, мы всегда были, есть и будем (думаю, в фазу самодостаточных существ-плазмоидов мы эволюционируем не скоро) социальными животными, и ценность добытых нами тигров заключается не сколько в этих тиграх, а в возможности похвастаться "шкурками" этих тигров. Признанием других, что эти шкурки имеют ценность не только в ваших глазах, но и глазах окружающих. Но парадокс заключается в том, что имеет значение не только сами шкурки, но и "способ" добычи этих шкурок.

Да, шкурки могу быть ценны сами по себе. Да, вы преуспели в охоте на тигров. Да, вы приносите их пачками, закидывая всех окружающих. Вам ничего не стоит выйти из дома выкинуть мусор и вернуться с еще одним освежёванным тигром. Вам это легко - шкурки появляются непонятно откуда. Вы талант. И все... Вы талант, что еще тут сказать? Вы уже достали всех своими шкурками. Это обыденность: ну понадобится кому-то шкурка, вы что, откажетесь эту шкурку кому-то добыть? Вы же не прикладывается к этому никаких усилий, вам это ничего не стоит - так с какой стати вообще ценить ваш талант и восхищаться вашей добычей? Ситуация даже может перевернуться с ног на голову - величайшим оскорблением для окружающих может стать ваш отказ приносить шкурки. Непонятным образом ваш талант внезапно становиться вашей обязанностью.

Личная эффективность действительно может сыграть с нами такую крайне дурную шутку. Чем вы более эффективны, чем более оптимально вы действуете, тем... Меньше народа понимает КАК вы добиваетесь результата. Сначала вами восхищаются, потом ваши действия начинают быть похожи на какую-то "магию", а потом вас перестают понимать вообще. А в силу того, что вы добиваетесь успеха с минимальными усилиями, то в глазах окружающих ваш успех, без сомнения, это исключительно игра случая и везение. "Ха, ну еще бы ему не победить: противник заснул, забыл подготовиться к обороне, ему подвернулся удачный случай" - всё, на вас поставлен крест. Если вы не добиваетесь результата потом и кровью, если окружающие не видят, как вы выбиваетесь из сил - вам просто повезло. Результат обесценивается. Ну как можно удачливость считать заслугой человека?!!

Об этом неприятном моменте в искусстве стратегии говорил еще Сунь Цзи:

Когда поднимают легкое перышко, это не считается большой силой; когда видят солнце н луну, это не считается острым зрением; когда слышат раскаты грома, это не считается тонким слухом.

Про кого в древности говорили, что он хорошо сражается, тот побеждал, когда было легко победить. Поэтому, когда хорошо сражавшийся побеждал, у него не оказывалось ни славы ума, ни подвигов мужества.

Если ты все прекрасно рассчитал, если ты предусмотрел все - тебе остается только сидеть и ждать, когда противник на всех порах сам бежит в пропасть и героически гибнет, оставаясь в памяти потомков как величайший полководец. Которому просто не повезло. А вы? А вы просто халявщик.

Ну мы то с вами живем не во времена Сунь Цзи? Мы прошли длинный путь, мы то с вами знаем, что помимо полученных результатов, не менее важна упаковка, в которую эти результаты завернуты. Важно не только то, что вы добиваетесь успеха, не менее важно то, как вы представляете свои успехи людям. Простая шкурка тигра стоит в разы дешевле, чем та же шкурка с историей, как вы героически в рукопашном бою схлестнулись с этим свирепым порождением природы. И кого волнует, что ваш рассказ как бы не совсем отражает то, как вы на самом деле получили эти шкурку. Правда в момент рассказа надо самому верить в то, что рассказываешь - но уже совсем другая история.

И создать упаковку не так уж сложно, если просто помнить о ее необходимости. Все те же самые методы, которыми вы добиваетесь результатов, с тем же успехом можно использовать для упаковки того, чего вы достигли. Область другая - методы те же. Ну что стоит, взяв на вооружение методы того Сунь Цзи, просто перевести поле боя в виртуальное пространство идей, образов, легенд, мифов? Сразу заложить в свой великолепный план, в результаты, которые в ходите получить, граничное условие "как они будут выглядеть".

Конечно, особо шустрые умы могут придти к заключению: упаковка решает все. "А мой сосед говорит... А вы тоже говорите!". В какой-то мере, это даже сработает. Можно вообще уйти просто в мир рекламы, брендов, идей, за которым не стоит ничего. Вообще НИЧЕГО. И даже комфортно в нем жить, работать... До того момента, пока кто-нибудь не попробует ваш мир на прочность. Все таки история без шкурки вызывает меньше веры, чем история со шкуркой.

А вообще понимаю, обидно, что твои замечательные шкурки не ценят сами по себе. Что надо еще рекламировать себя, сочинять истории: проще изрекать фразы в духе "мастера и так видно". Детский сад, одним словом. Если ты добился результатов, но не можешь ими воспользоваться - добился ли ты их? Говорят, что Тесла, без сомнения, был талантливей Эдиссона. Мы даже можем сейчас рассуждать о том, какой сволочью был Эдиссон. Но легче ли от этого Тесле?

В свое время я был свидетелем того, как один очень хороший менеджер проекта отчитывал одного из разработчиков. Кстати тоже очень хорошего разработчика. "Это все отлично, функционал бесподобен. Но какого черта это так убого выглядит?!!" На что получил равнодушный ответ: "А я что, дизайнер?" И ведь правильный ответ. Он действительно не дизайнер. И он действительно Очень Хороший Разработчик, которому платят совсем за другое. Но только Очень Хороший Менеджер холодно отчеканил: "Ты профессионал. А профессионал ВСЕ делает красиво". То бишь упаковывает. Безупречно упаковывает. Любой свой результат.

4-ый контур, гибкость, свобода, все едино

Previous post Next post
Up