По чужим следам

Oct 21, 2008 16:35


'Какой мне странный сон приснился'- подумала Алиса и побежала домой, чтоб не опоздать к чаю.
Великий Карлос Хуанович завещал нам всем работать со снами. Зачем? Ну... Мне, например, достаточно того факта, что треть своей жизни я занимаюсь чем-то явно интересным, но ничего про это не помню. Безобразие какое-то, надо что-то с этим делать. В его Великом Собрании Сочинений даже как бы есть ответ на вопрос, что надо делать и как именно. Вот только одна проблема: как бы я ни пытался следовать этим практикам, у меня ничего не получалось. Вообще ничего. Нет, последствия конечно были: полная потеря психических сил и опустошенность. Да-да, я в курсе, что это я просто все не так понял, не правильно делал, и вообще все должно получится. Но моя практика подсказывает и другое: что если ты ломишься в закрытую дверь, через которую до тебя прошел не один человек, и которые при этом подробно описали, как именно открывали эту дверь, то судя по всему, эта дверь просто не твоя. Как и у многих других, которые тоже не смогли через нее пройти, но молчат об этом, потому что "они просто все не так поняли, не правильно делают"... Ну вы в курсе.

Дело знакомое, не первый год в дальнем космосе: если тебе не подходит чужая дверь, то построй свою собственную. Построй свою собственную практику, свои собственные лазейки, свои пути. Так даже интереснее: идти не дорогами протоптанным другими, а находить свои собственные результаты, которые нужны именно тебе. Не любишь готовых рецептов? Можно просто почитать книгу рецептов и скомбинировать из них то, что будет съедобно лично для тебя. Тут главное найти интересную книгу рецептов, которая сподвигнет попробовать приготовить на основе её что-нибудь новенькое.

Ну что ж: отличный сборник рецептов. Мне действительно понравились практики, предлагаемые авторами, тем более, что они очень сильно пересеклись с моим личным опытом, который я до этого нарабатывал вслепую (не первый раз). Но еще более интересным показалось посмотреть, как эти практики, изначально направленные на работу со сновидениями, влияют на жизнь в обычном бодрствующем состоянии. Авторы, по не совсем понятной мне причине, не уделяют внимания этому вопросу, но "процесс плавления нейронов нашего мозга при лавинообразном вспоминании снов" не может не повлиять на наше восприятие и мышление.

Авторы указывают, что главным методом в их практике является "картографирование мира сновидений". Проснулись, вспомнили сон и... Зарисовали подробный план местности. Заметьте: сюжет, лица, эмоции - все это второстепенные детали, главное - это карта местности. Вот так вспоминаешь и зарисовываешь. Потом до тебя начинает доходить, что вообще-то, несмотря на то, что это разные карты, на уровне ощущений, это одна и та же местность, а вот эти куски разных карт легко соединяются между собой. И в результате ты получаешь карту того мира, в которым ты шляешься ночи напролёт. Это действительно странное ощущение-переживание: не смотря на иллюзию многообразия снов, это действительно одна территория. Не много городов, а один Город. Не реки, а Река. Не моря, а Море. Все как бы в единичном экземпляре, но с большой буквы. Или нет, не так... Это может и города, но шаблон у них один, и этот шаблон постоянно угадывается в нарисованных тобой картах. Ну хорошо, соглашусь с выкриками из зала: можно назвать это архетипами местности.

Ранее, обкатывая в голове идею "импринта местности", т.е. местности, в которой мы жили в наши первые годы, и которая на всю жизнь закрепляется в нашей памяти, я набрел на личный инструмент поиска барьеров и белых пятен в своей голове. Я в мыслях бродил и вспоминал улицы родного поселка, ловя ощущения, которые у меня были завязаны на конкретные образы территории. Очень чудное упражнение, я вам скажу. Я находил белые пятна в своей памяти: я понимал, что я никогда не ходил по этой улице, хотя в реальности я исходил ее вдоль и поперек. Я находил жутко интересные места, в которые меня тянуло изо всех сил, но я опять же знал, что там нет ничего интересного. Эти ощущения шли откуда-то из очень раннего детства, когда я только открывал для себя внешний мир за пределами дома. Вот я и вскрывал запасники своей памяти, корректируя свои переживания, используя простую привязку к вполне конкретной местности своего родного поселка.

Что интересно, уже тогда я часто из образов реального поселка сваливался в образы поселка из снов - грань отделяющая сны от воспоминаний оказывалась очень тонкой. И ведь не было никакой разницы где работать со своими переживаниями: в воспоминаниях реальной жизни или в воспоминаниях из снов. А теперь накладываем сюда еще и практику "картографирования мира сновидений". Город, Река, Море, Лабиринт... Да какая разница: родной поселок это или город уже из более взрослой жизни? Везде проглядывают на заднем плане черты одной, чуть было не сказал "истинной", реальности. Да, это Питер. И здания как в Питрер. И улицы как в Питере. Они даже так называются. Но... Эти улицы никогда в Питере не пересекались. И они вообще в разных концах города. Но зато именно так они пересекались в родном поселке. Этот Город вбирает в себя все черты городов, в которых ты хоть когда-то бывал в своей жизни, сплетая их действительно в один единственных Город с большой буквы.

А есть и другой эффект. Исчезает такое понятие, как новый город. Все города, которые ты видишь первый раз, ты уже знаешь заранее. Я думаю, все мы, гуляя по неизвестному городу, вдруг узнавали в нем уже знакомый нам город. Питер, Стокгольм, Загреб, Будапешт... Похожи не города, а районы, отдельные кварталы, улицы, зоны, парки. Участки города, за которыми ты видишь тот самый шаблон, которому они соответствуют. То, что мы часто называем "дежа-вю", оказывается просто приветом с "той стороны". В какой-то момент даже начинаешь думать: "Какая же у нас, людей, бедная фантазия". Потом, правда, отпускает. Почему бы деталям конструктора не быть одинаковыми?

После того, как ты начинаешь ощущать эти шаблоны, твое мышление начинает потихоньку плыть. Ты уже знаешь, что под всеми твоими мыслями, образами, ощущением реальности есть некая подложка, которая постоянно проглядывает в каждый момент времени. Да-да, я помню, то самое умное слово - "архетипы". Но одно дело знать это слово на интеллектуальном уровне, а совсем другое ощутить-пережить его на уровне собственного опыта в повседневной жизни. Пережить до печёнок. Нет-нет, да и мелькнет в голове мысль: а ведь с людьми-то, наверно, то же самое?

Дополнением к практике "картографирования" авторы рекомендуют технику перепросмотра. Как бы ничего нового: Карлос Хуанович нам рекомендовал то же самое, но есть ряд тонких моментов. Мне очень импонирует то, что авторы честно говорят, что они, в сущности, очень ленивы, и делать классический перепросмотр дона Хуана им лень. А потому, делается перепросмотр только последнего прожитого дня с конца в начало, а потом с начала до конца. Сначала обратно, а потом в прямом направлении. А потом еще перепросматриваем в вольном варианте то, что всплыло хаотически-ассоциативно из предыдущей жизни. Вроде бы мелочи, но в мелочах то и оказывается самый интересный результат.

Во-первых, проход обратно и прямо помогает вспомнить гораздо больше деталей, чем проход в одном направлении. Ну об очевидном результате подведения итогов дня я говорить не буду, а остановлюсь на очень интересном моменте. Вообще-то классик утверждает, что перепросмотр дает нам энергию. Далее обычно идут эзотерические обоснования, но дело гораздо проще. Мои блуждания по воспоминаниям моего детства тоже ведь были ассоциативным перепросмотром, но энергия там бралась от вскрытия блокировок где-то в психике, и сопровождалась вполне конкретным ощущением избавления от какого-то лишнего груза. Но в данном моменте критичным оказался именно перепросмотр в обратном направлении - именно таким образом мы обычно вспоминаем свои сны. Мы просыпаемся, и помним какой-нибудь яркий эпизод своих снов, обычно один из последних, а после этого начинаем раскручивать его в обратном порядке. Улавливаете, да? Упражнение обратного перепросмотра автоматически начинает усиливать наш навык воспоминания наших снов, но при этом еще больше стирается грань между снами и реальностью: механизм то один и тот же. Снимаю шляпу в знак глубокого уважения. И не удивлюсь, что это из разряда "мы об этом специально не думали, просто так получилось". Готов снять две шляпы в знак ещё более глубокого уважения.

Подводя итог: это действительно очень хорошие практики, которые дают эффект в любом случае, нужны вам осознанные сновидения или что-то ещё. Так вообще-то часто бывает: хорошая практика дает результаты в любом случае, хотя, возможно совсем не те, которые вы ожидаете. И я буду совсем не удивлён, если ваши результаты будут ну совсем не похожи на мои, но они при этом точно будут. У этих практик, есть только один существенный недостаток, как и у всех прочих хороших практик - их надо делать. Очень серьёзный недостаток, не правда ли?

PS И не спрашивайте меня, что я курил. Я жадный.

осознание, Я, упорство, все едино, 3-ий контур, 6-ой контур

Previous post Next post
Up