Я люблю смотреть боевики. Просто люблю незамутненной возвышенной любовью. Иногда я так просто отдыхаю - прекрасная возможность выключить мозги и дать поворочаться в глубине души чему-то посконному и сермяжному. Но иногда я не могу отказать себе в удовольствии подумать даже над исключительно "тупым" боевиком. Подумать над тем, как мог появится подобный "типаж" главного героя. Ведь логично, раз это появилось в "реальности искусственной", то какой-то аналог в "текущей реальности" должен существовать. По большому счету, это мои личные глюки, только вот если "глюки" позволяют извлечь из них вполне конкретную и ощутимую пользу, то я перестаю считать их глюками. И более того: "неправильная модель лучше, чем отсутствие модели" - ошибочная модель вполне может принести вполне правильные результаты. Незнаю уж почему, но так устроены наши мозги
Вообще, главная ценность любого боевика заключается только в одном: "тема крутости раскрыта", как, наверно, сказал бы
gest. Причем для меня лично еще важно, чтоб тема крутости была раскрыта целостно: чтоб у меня где-то в глубине души сложилось ощущение, что такой характер правомерен и жизнеспособен. Внешний антураж и проколы в физической картины мира не бесят меня так, как "нереальность" характера главного героя. Меня вполне устраивает Брюс Виллис дающий пендаль астероиду, но меня начинает корежить от одного имени Спайдермена. Ну не может быть в моей картине человека, который одновременно и такой крутой сверхгерой и такой нюня, который не может решить своих проблем в обычной жизни. Для меня это нонсенс - даже если ты живешь разными жизнями, они все равно будут отбрасывать друг на друга тень. Даже если ты крут только в своих фантазиях, это будет просачиваться в повседневную жизнь. А дальше уж как повезет: это вопрос конструктивности фантазий.
Герои Брюса Виллиса ведь тоже не подарок: опустившийся полицейский, который периодически спасает... А не важно кого он там спасает, масштабы не важны, главное другое: я верю в героев Брюса - они ведь тоже спасают мир пофигистично, абсолютно так же, как живут в своей повседневной жизни. Только в повседневной жизни никому не нужен такой уровень пофигизма, и потому остается только одно: создавать себе проблемы и спасать от них самого себя. Ну чтоб не терять форму, я так полагаю.
Но и это не важно. Допустим у нас есть боевик с целостным героем, допустим там очень хорошо раскрыта тема крутости. Вот тут для меня как раз и пролегает самый главный водораздел: обычные боевики, и боевики над которыми я не прочь подумать, и, чего уж скрывать, которые пересматриваю не раз и не два. "Крутость" бывает разная. Вот взять того же губернатора Калифорнии, т.е. Конана Киммерийца - незамутненная чистота жанра. Там с крутостью все понятно: здоровый мужик, которого распирает собственная физическая мощь, и он не прочь ее продемонстрировать всем окружающим. Да большинство боевиков вполне укладываются в эту схему: мощи, больше мощи! Даже если это современный мир, мало физической мощи не бывает: можно навесить на себя больше оружия. Мне понравился Рембо 4 - я так понял, что Сталлоне просто очень хотел пострелять из крупнокалиберного пулемета. Понимаю и одобряю. У меня есть знакомый, мечта которого организовать пулеметный тир на свежем воздухе - чем не Рембо 4?
Мощь может быть не чисто физическая: главный герой может просто быстро двигаться, обладать сверхспособностями, ловко махать конечностями - но в любом случае его крутость от сверхспособности. Особенно в этом отношении мне интересно смотреть боевики, где пытаются показать эволюцию психики главного героя под воздействием сверхспособностей. Самое большое разочарование из них для меня - "Телепорт", а вот при просмотре "Особо опасен" я с одобрением кивал головой: "Верю, черт побери! Верю!" И плевать я хотел на пули, летающие по кривым траекториям. Условно для себя данный класс боевиков я обозначил как "Путь героя"
Но гораздо больший для меня интерес вызывают другие боевики: все 3 части Риддика, "Пристрели их всех", "Расплата" - первое что приходит на ум. Там основа главного героя несколько иная, хотя, не знаю, может это тоже сверхспособность, если посмотреть на нашу собственную психику. Для себя сформулировал следующую мысль: эти герои прежде всего живут в мире с самими собою. Настолько, что им глубоко наплевать на окружающий мир. Они островок спокойствия в бушующем вокруг хаосе, окно в центре тайфуна. Их не раздирают противоречия, они не сомневаются в собственных поступках - и потому они способны принимать решения мгновенно. Импульс от головного мозга до конечностей происходит мгновенно без паразитных наводок в духе: "Тварь я дрожащая или право имею".
Но тут есть тонкий момент: этого же эффекта можно добиться и более примитивным способом, опускаясь все ниже по лестнице эволюции. Например, Иисус в 3-ей части "От рассвета до заката" (да, да - я не брезгую даже откровенно трешевыми боевиками). Меня очень впечатлил момент, когда он увидел перед собой морду вампира, то он, не рефлексируя, сначала дал ей в рыло, а потом начал думать, нужно ли пугаться. Повторюсь, это совсем другой случай - это скорей жестко прошитые реакции агрессора, когда на любую ситуацию всегда реагируешь ударом. С героями вышеозначенных боевиков иначе: можно было бы так сказать, что у них есть своя таинственная сложная внутренняя жизнь. Даже если нам пытаются показать полного отморозка (да взять хотя бы разумного из братьев-отморозков оригинального "От рассвета до заката"), то у него есть сложный комплекс "моральных запретов и приоритетов". Всегда есть. И, что самое главное, он очень устойчив, и образует очень сильный стержень личности, который прогибает под себя все окружение. Практически всегда он идет в разрез с общественными представлениями о добре и зле, этике, морали, но тем не менее, он есть. Для главного героя приоритетна его собственная картина мира, с которой "внешняя реальность" не может не считаться.
И вот что еще интересно: у этих героев очень своеобразное отношение со своим собственным телом. Это не наращивание мощности и функционала своего тела как у обычных супергероев: больше мышц, больше прыгучести, больше приемов - нет, это все тот же максимально спрямленный путь между разумом и телом, когда граница между этими понятиями стирается окончательно. Ведь непременным атрибутом этих героев является именно необычайный контроль над телом: будь то выверенные скупые движения оружия, будь то состояние потока, когда в общем хаосе они действуют безупречно, или... способность переносить боль и иди вопреки ей. Если так диктует "внутренний стержень". И еще... Эти ребята умудряются везде нейти комфорт. Они не пытаются создавать комфорт, им просто комфортно всегда и везде. Я вообще не уверен, что они преодолевают какие-то трудности, они просто живут. Вот такой интересной жизнью.
Как я проникся "Вавилоном наших дней" в начале, и как я разочаровался в конце. Но я готов все простить за сцену, когда герой Дизеля готовил себе завтрак в своей берлоге. Лично для меня это была самая сильная и значимая сцена в фильме. Убитая квартира, небритый детина в татуировках, освежёванный кролик и... В итоге: жаркое с бокалом красного вина. Мелочь, можно подумать, но если вспомнить антураж - заставляет задуматься.
Все же обычный и привычный - это "путь героя". Утром деньги, вечером стулья. Сначала сверхспособности, потом психика приспособившаяся к ним. Но вот только все больше и больше в последнее время появляется фильмов, где можно увидеть совсем другую последовательность: иная психика, а потом иные возможности. Возможности, которые даже язык не поворачивается назвать таковыми. "А Брюс бы догнал и набил морду поезду" И ведь это нас бы не удивило. Догнал и догнал. Набил и набил. Какие тут сверхспособности? А вот поди ж ты... Не каждый может набить морду поезду. Без сверхспособностей.