Блуждающее Я

Nov 21, 2007 11:54

Буддисты, они вообще очень хитрые люди. Мало того. что они "знают, что Бог есть, но в него не верят", так они еще под предлогом благой цели "просветления" предлагают нам такие ядерные психотехники, от которых от нашего привычного мышления не должно остаться камня на камне. Поклонники секты дзен в этом отношении вообще душки: знай сиди в себе в дза-дзен, да отвечай на идиотские вопросы учителя. Ну получишь пару раз посохом по хребту, так это ж для пользы дела! Когда у тебя из глаз искры сыпятся, тогда, извините, не до ителлектульных игрищ мозга, сразу перейдешь к невербальному восприятию мира. Перешел? А теперь делай с этим что хочешь - и вся любовь.

А вот если вы в качестве своего кумира выбрали далай-ламу, то жизнь у вас сразу станет интересней и цветастей. Ну жизнь вообще-то не обещают, но что массу яркий ощущений, впечатлений и экстремальных гонок на собственной крыше вы точно получите. Отцы основатели психоделической революции, напирающие на ЛСД и мескалин, нервно курят в сторонке, завистливо поглядывая на рядового практика этого направления.

Вообще-то, главная цель этих безумных практик показать адепту иллюзорность бытия и его собственного я. Очень благородная цель, но не менее прекрасны цветы на обочине, которых можно нарвать блуждая по этим загадочным тропинкам. Мозгу то все равно, каким образом получать знания, а уж какие специфические связи образуют нейроны в результате этих прогулок по экзотическим садам ламаизма. Как минимум феноменальная гибкость мышления нам будет обеспечена.

Александра Давид-Неэль в одной из своих книг описывала замечательную практику: поиграть с месторасположением своего Я. Мы ведь даже не задумываемся, а где, собственно, наше Я. А даже если задумываемся, нам в голову не приходит, что у кого-то может быть иначе. Если провести быстрый опрос окружающих, что оказывается, что у большинства людей нашей околоевропейской культуры мозги устроены одинаковы. Наше Я плотно засело у нас в голове и смотрит на мир через окошки глаз. Ну ведь правда, хоть раз то вы задумывались над тем, где оно, ваше я? Самое интересное, если не удовлетворится стандартными ответами окружающих, то выяснится, что мозги других людей устроены несколько иначе: у них Я находится отнюдь не в голове, а в... Груди. В районе сердца. Представляете, насколько их восприятие самих себя отличается от тех, у кого Я в голове?

А что будет, если попытаться переместить свое Я из головы в грудь? Думаю, сразу не получится: все таки наше Я за всю жизнь привыкло к постоянному жительству, и просто так переходить в другое место откажется. Ну разве что изредка бегает в пятки. От случайных внезапных обстоятельств. Но тибетцам не привыкать преодолевать трудности: а давайте переместим Я, например, в большой палец ноги, а? Вот только представьте: вы и есть этот палец, а к нему прилагается этот большой придаток в виде вашего тела, конечностей, головы, глаз и других органов чувств? Вы все еще думаете, что ЛСД и мескалин будут покруче?

Там же описываются и побочные эффекты этой практики: ей, к примеру, очень удобно греть ноги очень холодными тибетскими ночами. Я быстренько прыгает в замерзший участок тела, и тот начинает тут же согреваться. Но заниматься этими практиками только ради такого согревания было бы тоже странно, вы не находите?

Самое интересное, что подобные практики можно найти не только там.Те, кто так или иначе сталкивался с миром единоборств, знают, что есть "спортивное дзю-до" и есть "классическое дзю-до". Причем разница между ними бывает просто коллосальная: начиная от методик тренировок и заканчивая целями. И как раз в книгах японских авторов - апологетов "классического дзю-до", можно встретить похожие рекомендации: помещать свое сознание в дан-тянь. Заметете: не концентрироваться, а помещать его. Мы же обычно совершаем классическую ошибку: концентрируясь, мы направляем луч своего внимания на объект концентрации. Наше Я остается в привычном месте, а от него как бы луч фонарика постоянно освещает интересующий нас объект: в данном случае дан-тянь. Но если внимательно вчитаться в рекомендации авторов, суть этой практики именно в том, что вам надо не смотреть-держать дан-тянь, а опустить в него свое сознание, свое Я. Вы должны стать им: Вы и есть центр своего тела. А все остальное - это придатки и перефирия вашего центра тела.

Напоминает забавы жителей Тибета? Не так ли? Ну не зря же в названиях японских единоборство присутствует слово "до". Только идут они не через иллюзии в мозгах, а доходят через свое тело и взаимодействие с другом-врагом (партнером). И цель такой практики сугубо утилитарна: обретение устойчивости и равновесия в любых условиях. Попахивает чем то мистическим и похоже на "волшебную таблетку"? А вы попробуйте поместить своя Я в центр тяжести и пойти повозиться на татами - долго оно у вас там продержится? Ведь сделать такое восприятие своего Я, причем сделать его устойчивым, очень не простая задача. Это вопрос на одного и не двух дней и даже недель: это далеко не волшебная таблетка. Причем никто не говорил, что одна эта практика сама по себе придаст вам устойчивости: необходимость выходить на татами и пахать, пахать и еще раз пахать никто не отменял.

Когда Дзигиро Кан увидел творчество Моирхея Уэсибы, говорят, он сказал: "Это именно то, что я хотел сделать". И в айкидо есть такая концентрация на своем центре тяжести. Но айкидзины хитрые... Нет, они не хитрые, они ленивые. Они всегда действуют по принципу "Холодно - оденься". Вот сейчас они все бросят, и начнут концентрироваться, ага. Они интеллектуалы: "Думай центром, иди от центра, уходи центром". Хочешь не хочешь, а рано или поздно Я само поймет, что проще вообще перебежать туда, откуда рекомендуют думать, чем разрываться сразу по нескольким местам. И произойдет это само собой, про принципу "а как иначе", без всяких крыщесносящих ощущений.

Иногда, когда я смотрю на виртуозного пианиста или гитариста, мне становится очень интересно: а где у него в этот момент его Я? В голове, или все таки в пальцах? Задумывается ли инструктор в танцевальной студии, когда в сотый раз говорит нерадивым ученикам: "Не руками надо вести, ведите центром (грудью, корпусом и т.д.)?" И насколько было бы наверно проще в обучении, если на уровне базовых навыков мы бы прочно владели навыком перемещения своего Я в любое место своего тела? Да какого там тела... В принципе наверно можно и вне тела. Но об этом пока даже боюсь думать. Очень уж мозги жалко.

единоборства, Я, все едино, философия

Previous post Next post
Up