В день выхода пятого и финального сезона "Последнего королевства" самое время написать отзыв на четвертый. У меня с этим сериалом сложные отношения - я так его люблю, что мне сложно его смотреть, сириосли :) Хотя сейчас, возможно, все изменится. В любом случае, я смотрела его в очень медленном темпе, постепенно переваривая, и 4 смогла посмотреть только прошлой осенью, хотя вышел сезон еще в 2020.
Для тех, кто с морозу - это очень патриотический, но не без постмодернисткой иронии сериал про борьбу саксов и данов в Англии 9 века. Главный герой - саксонский олдермен, выращенный викингами, язычник, который служит христианскому королю и всю жизнь мечтает вернуть утраченный родовой замок Беббанбург (совр. Бамборо) в Нортумбрии.
В четвертом сезоне его заклятый друг король Альфред Великий умирает, и Утред остается, с одной стороны без своего главного противовеса, а с другой - без защитника. Его юный сын Эдуард Старший, конечно, благодарен за поддержку Утреда, но имеет и свои планы, да и влиятельные лица при дворе настраивают его против непредсказуемого полководца с бурным нравом, демонстративно презирающего христианскую веру и Церковь.
Сам Утред идет современным путем героя - путем разоблачения (в буквальном смысле), путем страданий и лишений. Он пытается отвоевать родной Беббанбург - но терпит поражение, спасая сына и лишившись друга детства отца Беокки, который был с ним всю его жизнь. Отношения Утреда с детьми - отдельная песня:) Сын Утред - столь же истовый христианин, как отец - язычник, и такой же упрямый :) Дочь Стиорра, хоть и ближе к отцу, но уже почти девушка и вот-вот выйдет из-под его власти. В конце сезона Утреду приходится их отпустить во взрослую жизнь - это, конечно, совершенно не по-средневековому, но зато очень трогает за душу. Но это не единственная его потеря.
Как известно, "по любви жениться не может ни один король". Дочь Альфреда Этельфлед, леди Мерсии, любовница Утреда, и, как он сам утверждает в книгах - главная женщина в его жизни, ему под стать - во время политического кризиса в Мерсии вынуждена выбирать между любимым мужчиной и любимой страной - и, как подобает правительнице, выбирает страну. Ее брат Эдуард тем временем пожинает плоды собственного выбора - его первый брак по любви был насильно расторгну, жена Эдвина сослана в монастырь вместе с детьми ради более выгодного политически брака на дочери богатого и влиятельного олдермена Этельгельма Эльфледе. Это, кстати, не соответствует исторической правде - Эдуард женился вторично после смерти Эдвины, и его сын от первого брака Этельстан был законно назначен этелингом, то есть наследником. В сериале же сосланная жена и дети, о которых сделали вид, что их не существует, задают тон как личному конфликту Эдуарда. который так и не полюбил по-настоящему вторую жену и сына от нее, так и - уже в 5 сезоне конфликту выбора между двумя потенциальными наследниками. Забавно, что Этельстана, "забытого принца", в итоге отдают на воспитание все тому же Утреду, который 10 лет назад получил на руки бастарда Альфреда Осферта, который так похож на отца, что однажды это спасает всем им жизнь (в книгах, в сериал этот эпизод не вошел). Прямо не воитель, а нянька:)
Наконец, в сериале главным врагом Утреда сделали не его вечного книжного антагониста и юнгианскую тень Хэстена, а Бриду - подругу детства, первую любовь, которая так и не простила ему того, что в свое время он бросил ее и образ жизни викингов и ушел служить Альфреду. Их столкновение после временного примирения в 3 сезоне исполнено не столько честной вражды двух воинов, сколько неизбывной боли родных людей, постоянно ранящих друг друга. С точки зрения книг это некоторое упрощение, но с точки зрения сериала - сделано красиво:)
Помимо этого в английских королевствах происходит мор, чума, война и политический кризис с интригами в духе старой доброй Игры престолов, - в общем, как хорошо, что я посмотрела все это в ноябре, а не сейчас:) Вопреки принципу, согласно которому практически любой сериал после 2, максимум 3 сезона начинает скатываться, "Последнее королевство" только растет - и не только бюджетом, но и качеством, и глубиной актерской игры и взаимодействия персонажей. Единственное. что несколько смущает - Утред, которому здесь уже должно быть лет сорок минимум - вообще ни капли не стареет и выглядит просто отлично (чем зрительницам дают насладиться во всей красе).
Несмотря на то, что я жду новых серий финального сезона с нетерпением, в этом ожидании немало грусти. Утред - последний яркий киногерой традиционного типа - белый цисгендерный гетеросексуальный мужчина, который равно хорош и в любви, и на войне, у которого, в конце концов, есть сверхидея, к которой он идет всю жизнь - и который при этом стопроцентно положительный герой. Но, несмотря на то, что Нетфликс продолжает клепать невообразимые викингские сериалы как пирожки, больше таких героев, по всей видимости, мы не увидим. Конечно, за его создание надо поблагодарить прежде всего Бернарда Корнуэлла, который до того подарил нам королевского стрелка Шарпа (и Шона Бина), а Бернард Корнуэлл в последней книге "Саксонских хроник" поблагодарил Александра Дреймона и всю команду сериала, так что круг в некотором и хорошем, и печальном смысле закрылся. Впрочем, кто знает - судьба правит всем(с).