Aug 21, 2020 12:55
Я тут немножечко (нет) упоролась по фильму "Движение вверх" о победе сборной СССР в финале Олимпиады 1972 в Мюнхене над сборной США. За последнюю неделю я три раза пересмотрела весь фильм целиком (а всего уже раз пять), по нескольку раз отдельные сцены, частями посмотрела запись того самого легендарного матча, несколько закадровых роликов о том, как снимался фильм, посмотрела посвященное премьере шоу Малахова (нет, не стыдно), и, наконец, посмотрела несколько длинных видеоинтервью с актерами. Мальчики, конечно, прекрасные - молодые, веселые, открытые, совершенно (пока) не зазвездившиеся и немного охреневшие от свалившейся на них всенародной славы.
Мне кажется, будет неправильно оставить его без полноценного отзыва, которого, как оказалось, у меня нет :) Правда, боюсь, после такой эмоциональной накачки мне трудно будет подобрать слова, но я надеюсь, вы извините мое косноязычие.
В чем магия этого фильма? Я задавала себе этот вопрос уже раз десять, но, вот честно, не могу найти ответа. Думаю, специалисты, кинокритики, смогут разобрать "Движение вверх" по косточкам, разложить, объяснить, что и как делал режиссер Антон Мегердичев, оператор Игорь Гринякин, актеры, чтобы добиться желаемого эффекта, но лично мне как зрителю хочется, чтобы это оставалось моментом волшебства, магическим кристаллом искусства, когда ты все знаешь заранее, и чем кончится, и как именно - и все равно сидишь и кусаешь локти, переживаешь, и веришь, и надеешься, и болеешь за наших, и не можешь оторваться.
"Мы против Америки в баскетболе - все равно, что Мозамбик против нас в хоккее" - говорит один героев в начале фильма. Да, это история не в последнюю очередь героизма и преодоления, и невозможной победы, вырванной буквально чудом (и с которой до сих пор не согласились проигравшие американцы).
Но что меня, пожалуй, тронуло сильнее всего в истории - то, что это фильм, где нет одной главной звезды и всех остальных - спутников, которые вокруг нее вращаются. По сути, главный герой здесь один - вся команда, но при этом за два часа и тренера Владимира Гаранжина (на самом деле Кондрашина, фамилию заменили из-за протестов родственников), и семерых основных игроков (Александр Белов, Сергей Белов, Модестас Паулаускас, Иван Едешко, Зураб Саканделидзе, Михаил Коркия, Алжан Жармухамедов) успевают раскрыть достаточно, чтобы ты переживал и за каждого из них. И в актерской игре это отразилось так же - зубры вроде Машкова (Гаранжин) или Гармаша (глава Госпомспорта) не задавливают собой молодых актеров из которых даже не все профессионалы, а аккуратно дают им место и возможность сверкнуть, а в нужных местах даже уходят в тень. Впрочем, создание такого гармоничного ансамбля, где всем есть место - в первую очередь заслуга режиссера, конечно, и его хочется поблагодарить уже за это, а еще - за великолепное чувство монтажа, за выбор музыки, за правильно подобранный баланс комедии и драмы (мой любимый эпизод - когда сборная СССР, приехав на серию товарищеских матчей в Америку, проигрывает в стритбол пять банок икры и ковбойские сапоги первым попавшимся черным обалдуям из Бронкса), а также за отсутствие давления на зрителя, как идеологического (фильм патриотический, но тебя не учат, как родину любить), так и эмоционального, когда насильно давят слезу.
Последние сорок минут фильма - легендарный матч финала по баскетболу на Олимпиаде 1972 года в Мюнхене, переснятый практически покадрово. Оставляя в стороне техническое совершенство операторской работы - ТАК спорт не снимал еще, кажется, никто - режиссер и команда осилили невероятно сложную драматургическую задачу - сделать нервом фильма, центром действия саму игру, движения игроков, комбинации, передачи, атаки - и при этом сделать это интересным и захватывающим для массового зрителя, совершенно не знакомого с тонкостями правил и стратегии. Минимум диалогов, максимум действия, пластики, мимики - и невероятное напряжение, которое взрывается в финале таким фейрверком ликования, что тебе кажется, ты сейчас сам взлетишь. И как продолжение этого торжества - на титрах показывают финал того самого матча в реальности, что, на мой взгляд, очень правильно, чтобы мы помнили - да, в жизни это выглядело не так красиво, как в фильме. но настоящие герои-то на самом деле они.
кино