На второй день мы с мамой отправились смотреть старинную средневековую крепость Фироз-шах котла, построенную в 13 веке одним из мусульманских султанов Дели, которого звали, как вы понимаете, Фироз-шах и по происхождению он был говорящий на урду тюрок.
Это довольно большой по площади комплекс разнообразных развалин - стены. беседки ,павильончики, колодец, приличных размеров мечеть с внутренним двором. Кое-где облицовка отвалилась, и видно, что построено все из, на первый взляд, как попало соединенных раствором булыжников, что сразу придает крепости такой архаичный вид.
Вокруг, как везде в парках - газон, кусты-деревья, относительно чисто, бегает разнообразная живность. Особенностью фауны конкретно этого места было то, что я впервые в своей жизни увидела мангуста, а также то, что там было огромное количество орлов/ястребов - больше сотни, наверное. Они то кружили в воздухе над крепостью, то рассаживались по стенам и деревьям. Мангуста увидеть было непросто - он маленький, юркий, чуть что прячется, и шкурка у него маскировочного рыжевато-серого цвета.
Главная достопримечательность Фироз-шах котлы - это колонна Ашоки, знаменитого правители империи Маурьев, объединившего под своей властью почти всю территорию Индийского субконтинента. Ашока был покровителем буддизма, и именно при нем буддизм распространился по Азии и превратился из секты в мировую религию. Главным памятником этой эпохи в смысле надписей являются колонны, на которых Ашока приказал высекать свои эдикты и законы. Вот одна из таких колонн по приказу была перенесена из места, куда ее изначально поместили, в Дели, и поставлена на крышу специально построенного для нее здания. Сейчас вокруг колонны еще и специальная оградка, но все равно ,можно подойти достаточно близко и увидеть надписи на древнем слоговом письме брахми, которое дало начало письменности Южной и отчасти Юго-Восточной Азии.
Интересно, что мы оказались там в пятницу, и были там вообще единственными иностранцами на всей немаленькой территории. Где-то к послеобеденному времени в полуразрушенной мечети начали собираться правоверные на молитву, и мы отправились в Старый Дели.
Старый Дели - это довольно большой район старинной застройки, в основном вокруг гигантской мечети Джима-Масджид. Называется он так потому, что когда-то таким был весь Дели. После независимости Индии город стал активно расширяться, появился генплан, и в центре города сломали много трущоб и старых районов, но этот квартал сохранился как некий заповедник с торговыми улочками, жуткими на вид клубками проводов, лавками и мастерскими и своей совершенно неповторимой и оригинальной атмосферой.
К слову сказать, сюда туристы тоже почти не ходят, хотя днем в старом Дели безопасно, и ограничиваются только знаменитым рестораном "Карим", с которого я начала свое знакомство с кухней северной Индии. "Карим" существует с 1915 года и концепцией его создателя была - еда как для раджи, цена как для обычного человека. На сегодняшний день "Карим" считается одним из лучших мест, где можно поесть могольскую еду, хотя дешевым по индийским меркам его не назовешь. Он расположен в небольшом переулке - несколько зальчиков на первых этажах четырех тесно стоящих домов, кухня частично на улице. Работают только мужчины. Отдельно официанты, отдельно - уборщики, которые собирают грязную посуду.
Еда - главным образом разнообразное мясо. Курица и баранина во множестве видов - в тандури, на открытом огне, тушеная, остро и не очень, с разными приправами и соусами. К мясу заказывается очень вкусный хлеб-наан и пресный рис. Есть, как и везде в Индии, удобнее всего руками - мясо одной рукой, рис другой, лепешкой подгребаешь соус и тоже заедаешь. При любом заказе на столик ставят тарелку с ломтиками красного лука и дольками лимона, а иногда и мятный чатни. Запивать надо опять0таки большим количеством воды. После острого обеда лучше всего съесть десерт - уймет жжение во рту и перебьет перец чили. Десерт, правда, мы взяли не в "Кариме", а в кондитерской рядом, с видом на мечеть. Там-то я впервые попробовала кхир - что-то вроде холодного рисового мусса с ванилью и орешками, и халаву - пюре из красной моркови, меда, песочного теста и фисташки. И то и другое продается порционно или на вынос, и умопомрачительно вкусно.
После такого замечательного обеда мы отправились гулять по улицам. Туристы в Стары Дели ходят редко, только если в ресторан. А на самом деле здесь невероятно интересно, и безопасно днем. Сначала мы оказались на улицах, где торгуют бумагой и книгами. Повсюду тюки бумаги, стопки бумаги, переплетные лавки, тетради, записные книжки, любая канцелярия. приятный бумажный запах. В книжных магазинх продают стопками подержанные учебники и просто старые книги. Мама пошутила, что вот, мол, где надо ловить "инженеров" (наше кодовое название для молодых образованных индийцев). Из книг мы вырулили в район тканей и одежды. Здесь было шумно и много народу, преобладали женщины, эмоционально сравнивавшие достоинства разных сари, дупат и тканей. Отовсюду на кронштейнах свешиваются ряды тяжелых свадебных юбок-ленг, расшитых стразами, зеркальцами, золотом и серебром, торчат рулоны вырвиглазных расцветок. В других лавках - мужские свадебные кафтаны из парчи и бархата. Есть и лавочки с обычной одеждой. Во все лавки тканей заходят босиком и ходят по матам, продавцы сидят на полу, либо на невысоких приступочках, а товар раскидывают перед покупателем на полу. На проезжей части своя жизнь - шум-гам, все гудят, повсюду бесконечные чайники с чаем, пирожки, лотки с овощами и фруктами ,уличные цирюльники стригут и бреют.
Выбрались мы из Старого Дели немного уставшие и оглушенные, и, потратив некоторое время на поиск метро, поехали в гостиницу, где нас уже ждало такси до вокзала им. Назрата Низамуддина (весьма значимый и почитаемый суфийский святой 14 века), откуда на поезде "Мевар экспресс" должны были отправиться в Удайпур, столицу княжества Мевар, и один из самых красивых старинных городов штата Раджастан.