Nov 15, 2013 00:34
Ничего не надо грешну человеку
Ни злата, ни серебра...
"Географ" изумительно хорош, чтоб не сказать гениален. Причем, хорош не столько как экранизация, но и как самостоятельное кино, что бывает далеко не всегда в таких случаях. Несмотря на очевидное смещение во времени - героям прибавили лет по 15, а вместо лихих 90-х на дворе околозастойные 10-е - дух книги, ее теплоту и человечность режиссер Александр Велединский бережно перенес на экран, не пролив ни капли.
На мой взгляд те, кто сравнивает "Географа" с "Полетами во сне и наяву" и "Осенним марафоном" и правы, и неправы одновременно. Да, фильм Велединского действительно обладает всеми достоинствами лучших образцов советской драмы 70-х -80-х. Высокий уровень режиссуры, неторопливый и ровный темп, тщательная работа с кадром, лиричность, отличная или даже блестящая игра актеров, взгляд внутрь и вглубь. А различие - в тоне повествование и .если так можно выразиться, векторе движения. Герои вышеперечисленных застойных драм мучались кризисом среднего возраста, тосковали, ныли, мучали влюбленных в них женщин. Пользы мирозданию от них никакой особой не было, а эгоцентризма хоть отбавляй. Сами фильмы эти оставляют ощущение тяжелой глухой тоски, от которой спасение только в бутылке. Фильм же Велединского, как и роман Иванова - исключительно светлые и жизнеутверждающие произведения. Да, Служкин тоже мается, ищет себя и свое место, пьет (много), не может разобраться со своими женщинами - но он живет. И не ноет. И даже старается быть хорошим человеком и делать что-то хорошее - как может и умеет. Даже больше того - он совершает Поступок, который в конечном итоге может перевесить все его пьянки и блядки.
За что тоже надо поблагодарить создателей фильма - едва ли не впервые за последние 20 лет русская провинция показана не как пространство хтонического ужаса, чуждое и страшное холеному столичному жителю, и которое потом его непременно съест как Баба-Яга и белы косточки выплюнет. И не как мир пьянства, блядства, быдлизма и мелкой преступности. А просто как место, где живут люди. Хорошие и плохие, бедные и богатые, умные и дураки. И здесь очень важную задачу выполняет окружающее героев пространство. Режиссер и операотр показали Пермь удивительно красивым городом, оживив поэтические описания самого Иванова. А сцены сплава по Ледяной - самые красивые в фильме и не побоюсь сказать, одни из самых красивых в мировом кино вообще. В странную, невероятную, магическую красоту уральской природы словно отдельным оттенком вплетается голос Елены Фроловой, поющей о голубе и голубице, и сразу хочется стать птицей, чтобы улететь на Уральские горы да посмотреть на эту красу с высоты.
Актерские работы тоже заслуживают похвал. Здесь мы имеем редкий случай, когда хорошо играют все, а не когда один талантливый актер
вытаскивает на себе толпу посредственностей. Они даже не столько играют перед камерой, сколько живут в обжитом пространстве - до боли, до самой распоследней детальки узнаваемой и "такой, как надо". Конечно, Хабенский удивителен, не удивлюсь, если это окажется его лучшей киноролью. Но вполне наравне с ним играет и чудесная Елена Лядова, и талантливый юноша из Перми Андрей Прытков, сыгравший хулигана Градусова. Несколько менее впечатлила Анфиса Черных в роли Маши, но с другой стороны, наверное, подростковая скованность влюбленной девочки, неожиданно прорывающася каким-то исконным женским плачем-воем на ручье, и должна так выглядеть. А уж очень сложную и рискованную (особенно в свете последних законодательных инициатив) сцену в бане и сняли и сыграли на острие ножа. Единственный из персонажей, который меня огорчил - это Будкин. Где обаяние, где хорошо подвешенный язык и красота? С другой стороны, как верно было подмечено в одном из обсуждений фильма - такие вот хорошо сложенные молодые люди с римскими носами, каким был Будкин в 1996 году, к 2013-му и превратились в обрюзгших хмурых мужиков с сединой в дорогих костюмах. И еще жалко очень сильной и важной сцены прощания Служкина и Маши.
В общем, о "Географе" можно много и хорошо говорить и писать, но гораздо лучше увидеть самому, чего всем и желаю.
кино,
родина,
литература