Nov 11, 2018 23:18
Занятие № 17.
Задание 1.
Цель: развивать моторику руки, выполняя имитационные движения в сопровождении
стихотворного текста.
Упражнение «Веселые маляры»: взрослый читает двустишье: «Мы покрасим этот дом, жить Ванюша будет в нем», побуждая ребенка к имитационным движениям кистей обеих рук в направлении вверх - вниз, слева- направо (локти на уровне груди).
Задание 2.
Цель: познакомить с объемной геометрической формой - шаром, его свойствами и
игровыми действиями.
Взрослый достает из «Чудесного мешочка» шар, знакомит ребенка с его названием («шар, шарик»), предлагает его ощупать» выделяет свойство - «круглый». В случае двигательных затруднений можно использовать совмещенные действия - ощупывание шара руками ребенка и взрослого. Показывая игровые действия, он называет их: «Катается».
Можно катать шарик по ковру, столу, в ограниченном пространстве (по дорожке, выложенной из палочек, в ворота, с горки, построенных предварительно); в заданном направлении (к маме, к любимой игрушке).
Особое внимание уделяется инструкциям типа: «На шарик! Дай шарик! (учитывая произносительные возможности ребенка, можно побуждать к произнесению этих фраз).
Задание 3.
Цель: учить ребенка различать звучание разных музыкальных инструментов, развивать слуховую память.
Описание смотрите в занятии №14:
а) количество звучащих игрушек увеличивается (от 3 до5);
б) действия с игрушками производятся за ширмой (без опоры на зрительное восприятие);
в) к уже знакомым игрушкам добавляется звучание новой игрушки, которое необходимо выделить;
г) игра с предварительным планированием действий: «Сначала я поиграю в колокольчик, потом - в барабан». Ребенку предлагается соотнести план с производимыми действиями (план может быть нарушен для того, чтобы активизировать внимание ребенка).
Задание 4.
Цель: учить соотносить реальные объекты (игрушки) с потешками, стихами.
Ребенку последовательно предъявляются знакомые игрушки. Показ сопровождается чтением стихотворения. (Рекомендуем использовать стихотворения Агнии Барто «Мои игрушки»). После того, как все игрушки (3 - 5) будут выставлены перед малышом, взрослый повторно читает стихотворение и просит угадать и выбрать соответствующую игрушку.
Занятие № 18.
Задание 1.
Цель: учить выделять шар из ряда предметов, совершать с ним различные игровые действия (катать, собирать в коробку, делать бусы).
Предлагаемые игровые действия выбираются с учетом двигательных возможностей ребенка.
В «Чудесном мешочке» находятся различные предметы: несколько шаров разной величины, карандаш, пирамидка, коробочка. Малышу предлагается найти на ощупь и вытащить из «Чудесного мешочка» шарик. Вопросы: «Что это? Какой? Как играть? Покажи.» Вопросы и инструкции к «безречевому» ребенку: «Нашел шарик? Покажи, какой он круглый. Поиграй (покатай, положи в коробочку)». После того, как все шарики будут выбраны из мешочка, ребенок и взрослый рассматривают их и находят различие (большие и маленькие). Затем раскладывают шарики разной величины в большую и маленькую коробочки. Если у ребенка хорошие моторные возможности, можно провести игру «Собери бусы» (используются шарики с дырочками).
Задание 2.
Цель: учить ребенка имитационным движениям с использованием стихотворных текстов, закреплять представление о частях тела.
Взрослый читает стихотворный текст, сопровождая его имитационными движения-ми и побуждая малыша к копированию его движений.
У слона большие уши, Вот такие... Длинный хобот,
Вот такой...
Слон качает головой.
(круговые движения руками от головы)
(движения обеими руками вперед от лица) (покачивающие движения головой)
Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости.
(движения, имитирующие поглаживание) (движения рукой сверху вниз) (покачивание туловищем)
Погладим кошечку По головке,
По спинке,
По хвостику.
(плавные движения рукой,
имитирующие поглаживание разных частей тела)
Задание 3.
Цель: учить продолжительному и целенаправленному выдоху.
Игра «Чей паровоз громче гудит».
Для проведения игры необходимы несколько маленьких пузырьков с узким горлышком из-под лекарств или духов. Взрослый подносит пузырек к губам и дует в него, чтобы послышался свист, затем предлагает сделать то же самое ребенку - подуть в каждый пузырек по очереди (не надувая при этом щеки).
Усложнение: ребенку предлагается определить, какой из 2 - 3 предъявленных пузырьков гудел (свистел) громче.
Занятие № 19.
Задание 1.
Цель: развивать моторику обеих рук с использованием «пальчикового бассейна».
Пальчиковый бассейн легко сделать в домашних условиях: в большой прямоугольной коробке с низкими бортиками рассыпать горох или фасоль слоем в 6-8 см.
Упражнение «Стираем платочки»: взрослый читает стихотворный текст, побуждая ребенка к одновременному выполнению движений.
Мама и дочка стирали платочки Вот так, вот так!
(движения раскрытой ладонью по дну бассейна в направлении вперед - назад, пальцы разведены)
Мама и дочка полоскали платочки (движение кистью
Вот так, вот так! в направлении слева - направо)
Мама и дочка полоскали платочки (движение кистью
Вот так, вот так! верх - вниз над бассейном)
Задание 2.
Цель: учить ребенка различать немузыкальные шумы (звуковые коробочки Основные требования к изготовлению звуковых коробочек:
{C}{C}- {C}{C}коробочки должны быть одинакового цвета и формы, изготовлены из небьющегося материала (пластмассы, дерева), с плотно закрывающейся крышкой;
наполнителем для коробочек служат монеты, спички, пуговицы, фасоль, горох, скрепки.) и выделять одинаковые по звучанию.
Взрослый знакомит ребенка со звучанием коробочки, наполненной горохом, сопровождая действие словами: «Коробочка гремит». Затем предлагает найти такую же среди 2-3 одинаковых по внешнему виду (с разными наполнителями - мелкими монетками, спичками, песком и др.).
Задание 3.
Цель: учить выделять красный цвет предметов по слову.
Игра «Дай мишке (кукле)»: взрослый предлагает подарить мишке все красные предметы, находящиеся в коробочке (корзиночке), или выбрать для куклы одежду красного цвета. Предлагаемые инструкции:
{C}{C}- {C}{C}Подари мишке все красные ягодки (шарики).
{C}{C}- {C}{C}Достань мишке все красное из коробочки.