Как наипервейший литературный фуд-блогер в ЖЖ-пространстве, я решил, что имею право не ограничиваться лишь обзорами кулинарных пристрастий Ниро Вульфа, но и раскинуть свои шупальца, педипальпы и хелицеры на творения иных авторов. Чтобы те не обижались. Сегодня под нож и вилку попадают наш великолепный Сергей Лукьяненко (Российская Империя) и бесподобный Терри Пратчетт (пропади она пропадом, Англия).
- Суси, господин?
Официантка остановилась возле Алекса (главный герой). Прозрачная тележка-аквариум парила у её плеча.
- Да.
- Традиционный или поджаренный?
- Жареный. Большую порцию из правого нижнего угла, прямо со дна.
Лукьяненко, истинно русский человек, пользуется системой транслитерации Поливанова, а большинство из нас уже давно порабощены англо-саксонской системой Хэпбёрна и сказали бы - суши. Даже девушек приятной наружности и манер, хоть и с низкой социальной ответственностью, мы называем гейшами, хотя правильней говорить: гейся.
- У дна криль уже уснул, - смутилась девушка. - Я могу сделать несколько проходов по поверхности.
- Нет, нет. Именно со дна, - уточнил Алекс, глядя на мерцающие радужные точки в аквариуме. - Когда криль слегка засыпает, вкус становится острее. И двойные специи.
Криль, если кто не знает, это такая штука, которой питаются киты, процеживая через свои китовые усы тонны и тонны океанской воды. Кроме, разумеется, кашалотов, которые употребляют в пищу гигантских кальмаров (хотя имеется альтернативное мнение, что это гигантские головоногие харчуются кашалотами). Никто и никогда ещё не видел худющего кита-дистрофика и рахитика, стало быть, пища эта весьма полезная и питательная.
Алекс смотрел, как она щедро вычерпывает со дна полуживой криль, ловко вываливает в форму, замешивает с семью положенными специями, сдавливает массу маленьким ручным прессом и кидает на раскаленную каменную пластину.
Немытая Европа хочет приучить нас к мысли, что скоро всё голодное человечество будет радостно питаться жучками-червячками-сверчками и прочими гельминтами и опарышами. Фу, какая гадость! Этого нам в рот вы никогда не запихаете, уроды! У нашего человека вся эта мерзость всегда будет ассоциироваться с выгребной ямой и навозными мухами. Другое дело криль, обитающий в воде, а значит, по определению, чист от подозрений.
- Только до конца не прожаривайте, торопливо уточнил Алекс. - Чуть-чуть, чтобы начал похрустывать хитин.
Через минуту на его тарелке уже лежала порция суси. Изумительного, свежего, исходящего горячим ароматным паром.
Согласитесь, звучит вкусно и аппетитно.
В детстве, когда я был пионером, припоминаю, научно-популярные журналы (Техника-молодежи, Знание-сила и Юный натуралист) уверяли меня, что в скором будущем все отважные советские космонавты в невесомости будут питаться исключительно водорослью хлореллой, которой научатся придавать разнообразные вкусы - от докторской колбасы до лимонада Буратино. Мой доппельгангер, Дон Педро, само собой, ни разу пионером не был и в те времена шнырял в рваных штанах по портовым кабакам Акапулько-де-Хуярес (простите мой клатчский), выворачивая карманы пьяных матросов в поисках долларов, дойчмарок, франков и крузейро. Но даже он слышал про хлореллу, а может это ему так только кажется.
- Хлорелла хлореллой, - сказал Дон Педро, - но лучше сала ничего нет.
Новая Украина имела четыре космодрома. Один, как положено, у столицы, города Мазепово Мисто, два в бескрайних зеленых степях, где паслись стада мутированных свиней: огромных, слоноподобных существ, обросших метровым слоем ароматизированного, богатого витаминами сала. Алексу доводилось пробовать различные сорта местной свинины - и сало, которое в сыром виде имело вкус и консистенцию копченого, и сладкое, «шоколадное» сало, которое продавалось в баночках.
Четвертый космодром Новой Украины размещался у единственного на планете моря. Море было рукотворным, созданным долгим и упорным терраформированием.
Если кто не понял, это означает, что новоукраинцы просто-напросто вырыли это море лопатами.
Лукьяненко жестко троллит хохлов, вот что он делает! И не обращайте внимания на его украиноподобную фамилию (он родился и долго жил в Казахстане). И не надо попрекать его, что папа у него психиатр, а мама нарколог. Цитируемый роман написан в 1999 году, задолго до всех этих делов, значит уже в те времена ходили байки и о сале в шоколаде и о древних украх с экскаваторами на педальной тяге. Сейчас это стало «исторической правдой».
Пакет из плотной коричневой бумаги был небольшой, но увесистый. Разумеется, это был предмет гордости Новой Украины, кусок свежего сала.
- Его срезают со свинок прямо на пастбище, - сказала Ким. - И свинкам совсем не больно, через день шкура заживает, и свинья снова нагуливает жирок. Попробуй, оно уже копченое.
Говорю же вам, троллит он хохлов. Помните анекдот о трехногой свинке с деревянным протезом?
Алекс достал из кармана нож, отрезал кусочек. Пожевал, кивнул:
- Здорово. Очень вкусно. И аромат зеленых яблок, да?
Не представляю, как плавно перейти от Лукьяненко к Пратчетту, поэтому неожиданно для всех приступим сразу к жареным крысам. Официант, уберите сало!
Вот меню, выбитое на стене гномьей кулинарии «Буравчик», в которую очень трудно попасть, если ваш рост выше четырех футов:
Салат, яйцо, фасоль+крыса -12 пенсов
Салат, крыса+жареный пирог -10 пенсов
Крыса с плавленым сыром - 9 пенсов
Крыса+фасоль - 8 пенсов
Крыса+кетчуп - 7 пенсов
Крыса - 4 пенса
Проведя несложные арифметические вычисления и решив простую систему уравнений, вы легко узнаете, каких баснословных денег здесь просят за обычный салат. Даже больше чем на Кипре (это я адресую достопочтенному
vinnypuh ).
- А почему кетчуп стоит почти столько же, сколько и крыса?- удивилась Ангва.
- А ты пробовала когда-нибудь крысу без кетчупа? - ответил вопросом на вопрос Моркоу. - Я заказал два гномьих пирога. Тебе приходилось пробовать гномий хлеб?
- Нет.
- Каждый должен это попробовать. Хотя бы один раз, - важно промолвил Моркоу. А потом подумал немного и добавил: - Обычно одного раза хватает.
На Плоском мире Терри Пратчетта есть много такого, чего и с одного раза более чем достаточно.
Крыса с плавленым сыром является лишь одним из достославных блюд Плоского мира, предлагаемых в многонациональном городе Анк-Морпорке. Если верить путеводителю Гильдии Купцов «Дабро пожаловаться в Анк-Морпоркъ, горад тысичи сюпризов», тут также можно отведать Чебурахов, Шавурны, Ляля-Кирдык, Шлыков, Фрухтоватых Клецок и уж никак нельзя пропустить Голяшечный Хотдог.
Большой популярностью среди заведений общественного питания в Анк-Морпорке также пользуется «Реберный дом Харги». Шем Харга всегда улыбался, никогда не кормил в кредит и быстро понял, что большинство посетителей предпочитает, чтобы еда состояла из четырех пищевых групп: сахар, крахмал, жир и подгоревшие хрустящие кусочки.
И это вы ещё не знаете, какими сосисками потчевал с лотка доверчивых простаков Себя-Режу-Без-Ножа Достабль!
Источники:
С. Лукьяненко, «Геном», 1999.
Т. Пратчетт «К оружию! К оружию!» (пер. Н. Берденников, 2006)