С чего начинать?

Jun 13, 2024 23:46


Каждый учитель, берущий классное руководство, в той или иной форме ставит перед собой этот вопрос: с чего же начинать? Не буду цитировать методические сборники, рассказывающие о том, как строить воспитательную работу в классе,- тут, как говорится, -Интернет вам в помощь.: начинать следует с создания коллектива в классе, т.к. именно коллектив, созданный учителем, и будет решать любые важные и не очень важные вопросы, возникающие в классе, причем, решать так, как это нужно учителю. Безусловно, роль коллектива очень велика. Мы, российские люди, как никакая другая нация, являемся историческими носителями коллективных традиций, начиная с далеких времен подсечно-огневого земледелия, т.к чтобы выживать нашим предкам приходилось объединяться в коллективы -общины  для вырубки лесов, чтобы подготовить места для проживания и ведения сельского хозяйства и заканчивая всеми войнами ,на которых побеждал россияне, как нация действующая коллективно.



Задача № 1-выяснить на каком уровне в плане коллективной деятельности находится класс, который вам доверили. Однажды меня назначили классным руководителем в 5 классе, в котором из 25 учеников было 19 мальчиков и 6 девочек. В День Знаний наш класс должен был отправиться на экскурсию в близлежащую библиотеку микрорайона. Помогать мне изъявили желание 3 мамы и 2 бабушки моих пятиклашек. После праздничной линейки я построила детей парами, предупредила о правилах движения по улице, правилах перехода дорог, и мы отправились в путь. Идти пешком от школы до библиотеки нам предстояло расстояние длиной в две автобусные остановки.Не могла я предположить, что это расстояние мы будем преодолевать почти час. Дело в том, что пройдя 20-30 метров, среди учеников начиналась драка, и нам приходилось останавливаться и разнимать дерущихся. За этот маршрут в одну сторону мы останавливались раз 8. Уже само посещение библиотеки не было таким важным, важным был вопрос, а как же мы вернемся в школу. Не стану говорить о том, что я почти не спала в ту ночь с 1 на 2 сентября, думая, что я могу сделать, чтобы прекратить эти драки и сдружить класс, но ничего путного на тот момент не придумала. А решение возникло само собой прямо перед уроком в моем 5 «Г». Прямо перед уроком я услышала о том, что в параллельном 5 «Б» такой подбор учеников, многие из которых занимаются в спортивных школах. Урок начался, и я спросила у ребят, помнят ли они из-за чего возникали драки между ними вчера, когда мы шли в библиотеку. Никто толком не мог вспомнить причину. Тогда я сказала, что в том классе, где между собой дерутся, никогда не получится команда, а значит, нам никогда ни в каких соревнованиях не победить 5 «Б». Класс затих, уязвленный в самое больное место, т.к., как выяснилось, и раньше у «бешек» выиграть не получалось. Я продолжила свой монолог о драках, сказав при этом, что драться вообще нельзя, но только, пожалуй, в одном случае, я смогла бы понять дерущихся, и даже поблагодарить родителей тех учеников,  если бы они дрались, защищая девочек. В классе висела, гробовая тишина весь урок. На перемене мои пацаны встали дружно, распахнули на груди рубашки и пошли шеренгой по школьному коридору, внимательно осматривая, не обижает ли кто где-нибудь девочек. Девочек никто не обижал. Так прошёл весь день, и каждую перемену мальчишки шли контролировать безопасность девочек. В конце учебного дня после всех уроков расстроенные мальчики моего 5 «Г» подошли ко мне с жалобой на потенциальных хулиганов, которых нигде нет, что никто девочек не обижает. Я похвали их за бдительность, сказав также, что, увидев, таких сильных и отважных мальчишек, все хулиганы разбежались, потому что испугались, и нашим девочкам при такой надёжной защите ничего теперь не угрожает, это теперь знают все. Так начинал создаваться коллектив, и роль учителя понять самые больные места в классе, чтобы, ликвидируя их, правильно мотивировать класс.

Задача № 2- как правило, сразу невозможно создать коллектив в большой группе детей, поэтому на втором этапе следует обратить внимание на создание микро групп, т.к маленькой группе под силу решить выполнение микро задачи. Даже, если впереди классу предстоит какое-то глобальное, большое дело или подготовка к какому-то мероприятию, то лучше разделить класс на маленькие группы, где ребята сами выберут командира, и общая работа будет выполняться этими микро группами, а в итоге результат сложится, как большая картина из мелких пазлов, и КАЖДЫЙ сможет внести свою посильную роль в общее дело. Так в том самом 5 «Г» накануне школьных соревнований по баскетболу, мы в классе дружно обсуждали, кто войдет в команду, кого выберем капитаном, кто возглавит команду болельщиков. После первого дня соревнований мои «гэшки» вернулись в класс все в слезах, сказав, что с разгромным счетом проиграли «бэшкам». Я понимала, что можно, конечно, целый час разбирать ошибки в игре, но лучше поступить иначе, т.к моя основная задача- создать коллектив. Я ,помню, сказала тогда ребятам, что команду укрепляют не только победы, но и поражения, т.к в следующий раз нужно еще более сплотиться и не пасть духом, сделать все, чтобы выиграть. И в следующий раз, когда мои ученики сыграли вничью с командой параллельного класса, я перед началом своего урока построила команду перед доской и предложила , чтобы каждый болельщик сказал несколько слов для участников, ребята стали хвалить членов команды, а потом одна девочка предложила :

-А поставьте всем нашим пятерки по русскому на сегодня!

Я поддержала эту идею, понимая, что это тоже шаг к укреплению коллектива в классе, поднятию оценки значимости участия каждого в общем деле( и совсем неважно, что после моей сегодняшней пятерки, завтра и послезавтра ребята могут также честно получить плохую отметку).

Задача №3- поднять значимость роли каждого ученика в работе коллектива. Конечно, бесспорно, дети в классе разные, кто-то родился с лидерскими качествами, а кто-то от природы стеснителен и застенчив. Вот показать важную значимость в коллективе КАЖДОГО ребенка - это основная задача учителя. Можно, например, узнать интересы ученика и дать возможность каждому показать свои достижения.Так я проводила серию классных часов на тему « Мои увлечения и победы» Один ученик, скажем так, очень слабо успевающий по всем предметам в школе(а таким детям трудно завоевать авторитет у товарищей, поскольку учеба -важный фактор для повышения самооценки) Так вот этот ученик на классный час принес свои кубки, медали и грамоты за участие в соревнованиях по дзю-до, которым он занимался с первого класса. Все ребята, замерев от восторга, слушали своего одноклассника, которого до этого момента считали обычным троечником. Ученик рассказывал про свои победы, про интересные поединки и соревнования разных уровней, даже показывал приемы дзю-до. Довольный таким вниманием, мальчик замолчал, и одна девочка робко подняла руку ,чтобы задать настоящему герою- спортсмену вопрос

-Сережа, ты столько поединков выиграл! А есть ли у тебя мечта?

И Сережа, подумав, ответил:

-Да. Есть мечта, я мечтаю завоевать кубок за 3 место, потому что у меня нет ни одного ни кубка, ни медали, ни грамоты за 3место, только за 1 и второе…

И ребята с уважением к такой благородной мечте захлопали этому однокласснику, искренне пожелав ему исполнения мечты.

В плане решения задачи о поднятии роли каждого ученика в коллективе класса следует еще вспомнить такую историю.

В шестой  мой класс из параллельного класса перешли 2 ученицы Арина и Ирина. Обе они были старательные и добросовестные девочки: одна из них, Арина, училась на «4» и «5» только почему-то стеснялась отвечать и поднимать руку, и я, понимая это  и видя, что ребенок знает ответ, но не решается поднять руку, спрашивала ее и тогда , когда Арина отвечала, всегда хвалила ее за безупречный ответ, чтобы все ребята слышали и запоминали, как должен быть построен правильный ответ. После этого от урока к уроку девочка чувствовала себя увереннее, и чуть позже  у нее русский язык и литература стали любимыми предметами.

С Ириной дело обстояло гораздо сложнее. Девочка училась в основном на тройки и катастрофически боялась отвечать у доски и с места. Оказалось, что в том классе, откуда девочки  перешли к нам, неправильные и ошибочные поднимались на смех. Вот девчата и замкнулись, боясь ошибиться, чтобы не быть высмеянными. Ирина стеснялась всего и всех, а на уроках сидела , опустив голову, боясь поднять глаза. В таком случае лекарство от застенчивости одно - поднять авторитет ребенка в глазах одноклассников. Я вначале не знала, как мне помочь Ирине раскрыться и просто просила одноклассников помогать девочке. Её мама однажды на родительском собрании делилась своими впечатлениями о нашем классе сказав, что как-то забыла дать дочери деньги на обед, каково же было ее удивление, когда вернувшись из школы, Ирина сказала, что есть не хочет, т.к одноклассники кормили ее весь день, узнав, что она не может ничего купить даже в буфете. Ребята делились тем, у кого что было: кто-то отломил половину булочки, кто-то дал яблоко, кто-то насыпал конфет, а кто-то поделился купленным бутербродом. Мама благодарила родителей за то, что у них такие чуткие дети. А я-то понимала, что в дружном классном коллективе не может быть по-другому. Потом мне выпал случай показать ребятам, на что способна тихая и скромная девочка Ирина. В школе объявили подготовку к фестивалю стран мира. Каждый класс должен был выпустить газету, подготовить песню о выбранной стране, рассказать о традициях и обычаях этого народа. Нашему классу досталась Япония. Я подготовила информацию об этой стране, на классном часу рассказала все ребятам и предложила ,разбившись на группы, начать подготовку. Одна группа готовила газету, вторая должна была подобрать музыкальное сопровождение, третья продумать, какие элементы костюмов мы сможем использовать. Я рассказала легенду о японском журавлике и предложила ребятам спеть песню о японском журавлике и больной девочке, которая должна была сделать тысячу таких журавликов, чтобы выжить. Так вот наш класс расскажет всем легенду о журавлике, споёт песню и вот хорошо бы в конце песни выпустить эти японские журавлики- символы жизни в зрительный зал. Вот кто научит всех, как нам сделать японские журавлики? Через день ко мне подошла Ирина и показала бумажный журавлик, сделанный ею. Я сразу же предложила всем ребятам остаться после уроков, чтобы  Ирина научила нас  делать такие замечательные бумажные журавлики, с которыми мы выйдем выступать на сцену. После уроков начался мастер-класс, который  проводила Ирина. Ребята сидели за партами и старательно повторяли за нашим мастером  все движения, сворачивая бумагу. Я же стояла рядом с девочкой и тоже старалась делать так, как показывает она, но у меня ничего не получалось, я при этом возмущалась тем, что ничего не умею делать руками и хвалила Ирину, как у неё все ловко получается. Девочка, забыв про свою зажатость и стеснительность раз за разом учила меня, как надо правильно сгибать бумагу на журавлик. Потом было выступление нашего класса, которое закончилось, как мы и планировали, запуском журавликов жизни в зал, это движение  было встречено громом аплодисментов зрителей.. Потом, через несколько дней мы анализировали с ребятами, в чем же был секрет нашего ошеломляющего успеха, и благодарили тех, кто помог нам. И , конечно же, Иришу одноклассники, и она стояла и улыбалась.  С этого момента она перестала бояться и стала поднимать руку на уроках и отвечать подготовленный дома материал, а весь класс радовался ее ответам и награждал громом аплодисментов. С тех пор так и повелось в классе, каждый правильный ответ любого ученика его одноклассники заканчивали аплодисментами.

Именно поэтому каждому учителю, каждому классному руководителю так важно разглядеть таланты своих учеников и показать эти таланты всем. Особенно важно это в создании коллектива, потому что девиз настоящего дружного класса -как здорово, что каждый ученик в нашем классе незаменимый и неповторимый, поэтому у нас такой дружный класс!

Previous post Next post
Up