Наконец-то сбылась наша давешняя мечта-попасть в один из малодоступных,но очень интересных музеев-музей авиации Северного флота в Сафоново.Находясь на территории ЗАТО Североморск,музей автоматически является недоступным для людей ,не обладающих пропуском в Североморск.
Нам,как всегда,повезло-мы примчались в музей за полчаса до его закрытия,но нам радушно приняли и повели на экскурсию.
Впервые упоминание о поселении на этом месте встречается более чем 100 лет назад.Относительно крупное поселении в Губе Грязной было образовано после завершения оборудования на берегу Кольского залива аэродрома морской авиации Северного флота в 1936 году.С этого времени история посёлка неразрывно связана с историей военно-воздушных сил Северного флота.
15 июля 1954 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР № 745/3 населённый пункт Губа Грязная был переименован в посёлок Сафоново в честь прославленного лётчика-североморца, командира 2-го Гвардейского Краснознамённого авиационного полка ВВС СФ, дважды Героя Советского Союза Б. Ф. Сафонова.
Музей был открыт 20 августа 1976 года в год 40-летия создания первого авиаобъединения на СФ на месте первого аэродрома для гидросамолётов. С 2013 года - филиал федерального государственного казённого учреждения культуры и искусства «Военно-морской музей Северного флота» МО РФ.
Изначально музей располагался в старом авиаангаре,впоследствии был перестроен.Один из уникальных экспонатов-единственный сохранившийся в России самолет "Бе-6",долгое время находился в руинированном состоянии на острове Большой Грязный,и был отреставрирован лишь совсем недавно.
Личные вещи летчиков
фотоколлаж,посвященный боям на Муста-Тунтури и хвост подбитого немецкого самолета
модель слипа для гидросамолетов
архивные снимки гидросамолетов военного времени и парашют летчика тех времен
личные вещи летчиков
на этом фотостенде-наглядное свидетельство,как выглядел одноэтажный деревянный Мурманск после бомбардировок-лес обгорелых печных труб.
В небе над Кольским с немцами сражались не только русские летчики,но и британские.Многие из них,защищая морские конвои,навсегда остались на морском дне или среди тундры,многие из них не найдены и не похоронены до сих пор.За отвагу в бою и личное мужество в ноябре 1941 года советское правительство наградило четырёх английских лётчиков - командира авиакрыла подполковника X. Рэмсботтом-Ишервуда и командиров эскадрилий, отличившихся в боях в небе над Мурманском, орденами Ленина.В ответ в марте 1942 года король Георг VI наградил четырёх советских лётчиков Северного флота Героя Советского Союза - майора Б.Ф. Сафонова, капитанов И.К. Туманова, А.Н. Кухаренко и А.А. Коваленко2 крестами «За выдающиеся лётные заслуги» (The Distinguished Flying Cross)3.
Мирная страница авиации
спасательный плот
и запас выживания
Дальше нас повели к домику Гагарина,ведь первый космонавт мира был летчиком полярной авиации.В 1983 г из посёлка Корзуново (Луостари) был перевезен дом,в котором жил Ю. А. Гагарин во время службы в 1957-1960 годах.
Гагарин с семьей
кадры,известные всему миру
Жизнь этого человека была невероятной,удивительной.Может быть,поэтому небо и забрало его к себе так рано.
Основная экспозиция музея находится в огромном ангаре,куда нас повели,когда по всем законам музей уже должен был был закрываться.
Часть экспонатов-поднятые с морского дна части погибших в бою самолетов Второй Мировой.
"И-16",знаменитый "ишачок",из дерева и фанеры- один из основных истребителей до 1942 года.
Не менее знаменитый ПО-2.Один из самых массовых самолётов в мире.Строился серийно до 1953 года, было построено 33 000 машин. Переименован в По-2 в честь его создателя в 1944 году после смерти Н. Н. Поликарпова.Самый массовый биплан в истории.Существовали штабные,санитарные, предназначенные для аэрофотосъёмки,пассажирские, поплавковые и многие другие модификации.На По-2 летали знаменитый "ночные ведьмы"- летчицы 46-й гвардейского ночного бомбардировочного авиационного Таманского Краснознамённого и ордена Суворова полка.
Безвозвратные боевые потери полказа время войны составили 23 человека и 28 самолётов.Несмотря на то, что лётчицы гибли за линией фронта, ни одна из них не считается пропавшей без вести.После войны комиссар полка Евдокия Рачкевич на деньги,собранные всем полком,объездила все места,где гибли самолёты,и разыскала могилы всех погибших.Самой трагичной в истории полка стала ночь на 1 августа 1943 года, когда было потеряно сразу четыре самолёта.Немецкое командование,раздражённое постоянными ночными бомбёжками,перебросило на участок действий полка группу ночных истребителей.Это стало полной неожиданностью для советских лётчиц, которые не сразу поняли, почему бездействует вражеская зенитная артиллерия, но один за другим загораются самолёты.Когда пришло понимание, что против них выпустили ночные истребители Messerschmitt Bf.110, полёты были прекращены, но до этого немецкий лётчик-ас,только утром ставший кавалером Рыцарского креста Железного креста Йозеф Коциок успел сжечь в воздухе вместе с экипажами три советских бомбардировщика,на которых не было парашютов.Ещё один бомбардировщик был потерян из-за огня зенитной артиллерии.В ту ночь погибли: Анна Высоцкая со штурманом Галиной Докутович,Евгения Крутова со штурманом Еленой Саликовой,Валентина Полунина со штурманом Глафирой Кашириной,Софья Рогова со штурманом Евгенией Сухоруковой.
Однако помимо боевых, были и иные потери.Так, 22 августа 1943 года в госпитале от туберкулёза умерла начальник связи полка Валентина Ступина.А 10 апреля 1943 года уже на аэродроме один самолёт,садясь в темноте, сел прямо на другой,только что приземлившийся.В итоге лётчицы Полина Макагон и Лидия Свистунова погибли сразу,Юлия Пашкова скончалась от полученных ранений в госпитале.В живых осталась только одна лётчица - Хиуаз Доспанова, которая получила тяжелейшие травмы - у неё были перебиты ноги.Однако после нескольких месяцев госпиталей девушка вернулась в строй, хотя из-за неправильно сросшихся костей она стала инвалидом 2-й группы.Большинство летчиц были совсем юными женщинами,но мужества им было не занимать.Многие из них совершили более семисот боевых вылетов.
https://ru.wikipedia.org/wiki/46-%D0%B9_%D0%B3%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BD%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B1%D0%BE%D0%BC%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BA .Солдаты вермахта называли его «ночной фельдфебель» (потому, что не давал спать по ночам),"кофемолка","швейная машина"-из-за характерного звука двигателя и «Железный Густав», так как архаичный биплан казался неуязвимым для расчётов ПВО.Во-вторых, самолёт был очень прост в управлении, и даже неопытный лётчик мог свободно летать на нём. У-2 «прощал» пилоту многие ошибки, которые на другом самолёте неизбежно привели бы к аварии.По этой причине именно У-2 был основным учебным самолётом советских ВВС.Например, машину почти невозможно было ввести в штопор; в случае,если лётчик отпускал рули управления,самолёт начинал планировать со скоростью снижения 1 метр в секунду и,если внизу оказывалась ровная поверхность, мог самостоятельно сесть на неё.У-2 мог совершать посадку и подниматься в воздух буквально с грунтового «пятачка» с крайне малым местом для разбега,что делало его незаменимым для связи с партизанами.В-третьих, У-2 обладал низкой скоростью и поэтому мог летать на небольших высотах, тогда как более скоростные самолёты рисковали при этом врезаться в холмы, деревья, складки местности. Пилоты люфтваффе вскоре выяснили, что кукурузник чрезвычайно трудно сбить из-за двух основных факторов: пилоты У-2 летали на уровне верхушек деревьев, где они были трудно различимы и труднодоступны и также скорость сваливания немецких истребителей таких как например Messerschmitt Bf 109 и Фокке-Вульф Fw 190 была аналогична максимальной скорости У-2, что усложняло задачу удерживания У-2 в диапазоне оружия истребителя в течение достаточного времени.И,наконец,По-2 - единственный биплан, официально одержавший победу в бою с реактивным самолётом: 15 апреля 1953 года американский боевой самолёт Lockheed F-94 Starfire был потерян при попытке перехвата корейского По-2. Истребитель был вынужден снизить скорость ниже 161 км/ч при попытке занять позицию позади По-2, что привело к его сваливанию на землю и «победе» биплана.
И-153.
СБ 2М-103 (СБ бис) - модификация скоростного фронтового бомбардировщика СБ 2 или АНТ-40, являющегося самым массовым серийным самолётом разработки КБ Туполева.
Мессершмидт-109.В зависимости от модификации использовался в качестве дневного истребителя (включая специализированные модификации для малых высот и семейство версий высотных истребителей), дневного и ночного истребителя-перехватчика, истребителя-штурмовика, истребителя-бомбардировщика, истребителя-фоторазведчика и фоторазведчика без вооружения (в том числе и высотного),а также учебно-тренировочного истребителя. Являлся одним из двух основных истребителей «Люфтваффе»,самым массовым самолётом Германии на протяжении всей Второй Мировой войны,а также самым массовым истребителем в истории.
Иногда самолеты расположены так тесно,что полносчтью сфотографировать их практически нереально,так что просто оставлю часть картинок.
Котобус Аэротакси.Зацените лыжи!Брали на борт до 10 человек или 1200 кг груза,могли двигаться со скоростью до 100 км\час.Сейчас их место успешно заняли аэролодки разных вариантов.
"Аэрокобра" поднятая со дна моря.Качество снимка не очень,на обьективе барахлил афтофокус.
Авиационная торпеда РАТ-52
Театр боевых действий на Северном направлении
Беспилотник-мишень ЛА-17М.
противокорабельная ракета
В дальнем углу ангара гнездо вертолетов МИ.
Нас запустили в один и мы там все облазили.
КА-25 ПЛ.Советский противолодочный вертолёт корабельного базирования.Стал первым советским противолодочным вертолётом,а также первым отечественным боевым вертолётом, изначально проектировавшимся под боевое применение.
Ошалевшие от впечатлений,мы покинули ангар и еще побродили по территории музея.
Бе-12,противолодочный самолет-амфибия.
Самолеты ,до сих пор,как оказалось,не утратившие актуальности
Последняя оставшаяся Бе-6.
Я специально оставлю отдельное место для памятника летчикам полярной авиации.Для меня он стал настоящим символом Североморска,не лодка,не корабли,а именно он.