Покинув Мурманск,мы выдвинулись в сторону Североморска.Североморск-город закрытый,попасть туда довольно сложно,и мы крайне благодарны позвавшему нас в гости человеку.Итак,покружив немного по его улицам (навигатор местами тупо отключается,и этому есть очень прозаичное и понятное обьяснение),мы все же добрались к "К-21",одной из целей нашего пребывания в Североморске.Тут нас ждал первый облом-музей не работал,так как кассиры уехали сдавать кассу.Мы уже успели подумать,что это лютый попадос,но северяне-лучшие на свете люди,и через полчаса мы уже погрузились в недра подлодки.
Итак,К-21 это по-настоящему знаковое место,ведь именно она атаковала "Тирпиц" в 1942 году.Мы впервые были на лодке такого класса,надеюсь,не за горами и открытие "К-3" в Кронштадте.
Лодку заложили 10 декабря 1937 года в Ленинграде на Заводе № 194 имени А. Марти под заводским номером 108 и наименованием К-22 она была спущена на воду 16 августа 1939 года.16 августа 1940 года лодку переименовали в К-21.3 февраля 1941 года вошла в состав Балтийского флота,затем по Беломорско-Балтийскому каналу перешла в Полярный и 17 сентября 1941 года зачислена в состав Северного флота ВМФ СССР.
Естественно,после постановки на вечную стоянку лодка претерпела серьезную адаптацию к музейным требованиям,конечно,никаких ковровых дорожек в ее обычной жизни не было и в помине.
На стендах рассказывается история создания подводного флота и ,в частности,"К-21".
В первом боевом походе К-21 ночью c 9 на 10 ноября 1941 года поставила заграждение из 11 мин в проливе Бест-Сунн,утром 27 ноября того же года на заграждении подорвался и затонул норвежский транспорт «Bessheim»,а 9 июля 1942 года - большой охотник за подводными лодками «Uj-1110».
За время войны К-21 было засчитано 17 потопленных транспортов и боевых кораблей противника, из которых в послевоенное время было подтверждено потопление на минах одного транспорта, одного боевого корабля (большой охотник за ПЛ «Uj-1110»),а также потопление артиллерией двух норвежских мотоботов и повреждение ещё трёх мотоботов.
Награды "К-21"
Боевые походы лодки
Самая известная страница жизни "К-21" это ,безусловно,атака на "Тирпиц".
5 июля 1942 года немецкий линейный корабль «Тирпиц», шедший в составе эскадры под командованием адмирала Отто Шнивинда с целью перехвата конвоя PQ-17,был атакован "К-21" под командованием капитана второго ранга Николая Лунина.После фазы активного маневрирования, лодка оказалась в не самом выгодном положении - на расходящихся курсах,на дистанции 18-20 кабельтовых от немецкой эскадры.В этот момент и был произведен четырехторпедный залп из кормовых аппаратов.Скорость цели была определена в 22 узла, её истинный курс - 60° (по немецким данным эскадра в этот момент шла со скоростью 24 уз. курсом 90°).Акустик подлодки "К-21" зафиксировал два отдельных взрыва,а затем,когда немецкая эскадра уже скрывалась вдали - серию взрывов послабее.Лунин предположил, что одна из торпед попала в линкор, вторая в эсминец, а последовавшая позже серия разрывов - детонация глубинных бомб на тонущем корабле.Согласно немецким документам, «Тирпиц» и корабли его охранения не заметили факта торпедной атаки и даже не видели следов выпущенных торпед.
Тем не менее, спустя три часа, в 21:30 боевой поход эскадры был прерван.Немецкие тяжелые корабли легли на обратный курс - подлодки и Люфтваффе приступили к поиску и уничтожению судов брошенного каравана PQ-17.Судьба этого каравана известна практически всем.По поводу же атаки "К-21" на "тирпиц" существует огромная масса статей и исследований,но согласно наиболее реалистичной версии - торпеды, пройдя предельное расстояние, затонули и сдетонировали при ударе о каменистое дно.Серия более слабых взрывов вдали принадлежит глубинным бомбам, сброшенным немцами на неустановленную субмарину (по ряду примет это была британская субмарина HMS Unshaken,которая также пыталась в этот день атаковать «Тирпиц»).Из похода «Тирпиц» вернулся своим ходом,переход в Тронхейм также осуществил самостоятельно.Никаких заметных ремонтных работ у борта линкора за время его стоянки в заливе Боген не проводилось.Нефтяных пятен и дифферента на корму замечено не было.Спустя три месяца после атаки Лунина линкор перенес ремонт по профилактической замене пера руля линкора,но едва ли он был связан с атакой лодки.
Вот тут эпическая история про лодку "Щ-421".
8 апреля 1942 года "Щ-421" на глубине 15 метров подорвалась на противолодочной антенной мине,выставленной немецким минным заградителем «Ульм» в 8 милях к северу от мыса Нордкап,занятого противником.Взрывом мины оторвало оба гребных винта,сорвало верхнюю крышку кормового люка,сдвинуло с места радиопередатчик,разбило всю корму.Лодка потеряла ход и возможность погружаться,в седьмой отсек стала поступать вода.Под руководством ст. 1 ст. К. Н. Дряпикова члены экипажа,задраив переборочную дверь между шестым и седьмым отсеком,изолировали свой отсек и повели борьбу за живучесть корабля.Команде удалось заделать пробоины и остановить поступление воды,чем спасли весь экипаж.Минеры привязали подрывные патроны к зарядным отделениям запасных торпед, чтобы в случае опасности пленения взорвать корабль.Чтобы подлодку не снесло к берегу противника,по предложению помощника командира капитан-лейтенанта А. М. Каутского из двух брезентовых чехлов от дизелей был сшит парус и поднят на перископе.При появлении самолётов парус опускался.Командир капитан-лейтенант Ф. А. Видяев доложил о ситуации на базу и запросил помощи.На спасение были направлены подводные лодки К-2 и К-22. 9 апреля в 11 часов утра К-22 (командир капитан 2 ранга В. Н. Котельников) не без труда в условиях ограниченной видимости обнаружила аварийную лодку.Было решено отбуксировать «Щ-421» на базу. Из-за сильного волнения моря ни буксировочные тросы, ни даже якорная цепь, не выдерживали нагрузки и рвались при попытках начать буксировку. После появления торпедных катеров противника,экипаж Щ-421, в количестве 43 человек, включая командира дивизиона И. А. Колышкина, был эвакуирован,а сама лодка потоплена торпедой К-22.Суровые люди служили на Северном Флоте!
И Гаджиев был абсолютно прав,говоря эти слова
Прошедшим историческую часть экспозиции дальше предоставляется возможность полазить в отсеках.
Между прочим,всю эту массу трубопроводов (и не только ) нужно досконально знать.От знаний и способности применить их по назначению зависит судьба экипажа.
Места в лодке немного,больше для гномов,нежели для людей обычного телосложения.Обратили внимание на размеры формы?Правда,в сороковых годах прошлого века среднестатистические мужички были пониже нынешних.
Примерно так мог выглядеть взлетающий на воздух "Тирпиц"
место радиста
Женька и Н.Е.Х. если я правильно помню,люк для загрузки торпед
люк между отсеками,с обратной стороны дверка,закрывающаяся герметично на кремальеры.В случае затопления или пожара находящиеся в отсеке обязаны начать борьбу за живучесть,задраившись в отсеке,чтобы не допустить дальнейшего распространения воспламенения или затопления.Страшный закон,но по-другому тут и нельзя.Пожертвовав несколькими жизнями,экипаж лодки еще может выжить.
кают-компания комсостава
Кресло замполита)
Кому-то на лодке приходилось спать фактически в тесных обьятиях с торпедами
Внизу притулился макет подводника в ССП.
Спасательное снаряжение подводника предназначено для:самостоятельного спасения личного состава из аварийной подводной лодки методом свободного всплытия с глубин до 220 м и методом выхода по буйрепу с глубин до 100 м,спасения личного состава из аварийной подводной лодки средствами поисково-спасательной службы с глубин до 200 м при выполнении мероприятий,предусмотренных действующими Правилами выхода личного состава из аварийной подводной лодки.Дополнительно спасательное снаряжение подводника может быть использовано как средство временного поддержания жизнедеятельности личного состава в отсеках подводных лодок при повышенном давлении до 1 МПа (10 кгс/см2) и температуре окружающей среды не выше 50°С.
лаз для малогабаритных и очень быстрых
вот тут уже перископ так перископ
Мы бы полазили по лодке еще и еще,но нас неумолимо поджимало время-мы должны были еще успеть сьездить в Сафоново,в Музей авиации Северного флота (забегая вперед-там работают не менее прекрасные люди и сам музей прекрасен более чем полностью,искренне рекомендуем!).
А как же закончился путь "К-21"?
С 6 по 14 апреля 1949 года лодка принимала участие в океанографической работе в районе архипелага Новая Земля.В 1951 году вошла в новообразованную 161-ю бригаду подводных лодок.9 июня 1949 года переименована в «Б-4».В 1956 году выведена из состава флота,в июне 1956 года переформирована в плавучую зарядовую станцию «ПЗС-51», однако уже в августе переформирована в учебно-тренировочную станцию «УТС-5», служила для отработки борьбы за живучесть.Весной 1981 года лодка была поставлена в плавдок на заводе города Полярный для преобразования в музей боевой славы.После переделки трёх кормовых отсеков под экспозицию (четыре первых остались практически без изменений) поставлена на постамент (с погружением в воду при приливе) в качестве музея в Североморске.Музей был открыт в 1983 году и с тех пор принимает гостей.Если будете в Североморске-не пожалейте времени.Она очень того стоит.