Рабовладельческий хорал

Jan 08, 2014 17:11

Сегодня второй день православного Рождества, две недели назад Рождество праздновали католики и протестанты. Мне давно хотелось написать эту историю - мне кажется, что о раскаявшихся грешниках лучше всего писать именно в такое время.

Рабовладельческий хорал.

Amazing grace! How sweet the sound
That saved a wretch like me.
I once was lost, but now am found,
Was blind but now I see.

Эта песнь раскаявшегося грешника - отрывок из самого известного и популярного и известного христианского гимна «Amazing grace» (в русском переводе «О, благодать»), который перепевали легендарные исполнители от Элвиса и Джонни Кэша до Уитни Хьюстон и Лиз Митчелл. Несколько простых куплетов стали важным элементом западной культуры. Тем удивительнее, что автор этого гимна Джон Ньютон, добропорядочный протестант, долгие годы был рабовладельцем и грешником, каких ещё поискать, и только страшный случай, приключившийся с ним, изменил всю его жизнь.

Джон Генри Ньютон родился в 1725 году в Уоппинге - мрачноватом районе Лондона, где расположены Лондонские доки. В районе жило много моряков, некоторые из которых, при нерасположении к ним Фортуны, могли и сложить свою голову в этом месте - Уоппинг был традиционным местом казни пиратов, контрабандистов и мятежников, здесь их вешали на протяжении 400 лет. В 1701 году здесь был казнен известный пират Билли Кидд, очень популярный в народе - многие считали его невиновным, оговоренным из-за политических интриг. Во время казни веревка оборвалась, в итоге его повесили дважды. А после смерти тело было вывешено над Темзой в железной клетке - и провисело так 23 года, почти до самого рождения Джона Ньютона.



Район Уоппинг в конце 19 века.

Неудивительно, что и отец Ньютона Джон Ньютон-старший был моряком, довольно уважаемым капитаном на нескольких торговых судах, ходивших в Средиземном море. А мать, Элизабет Сатклифф была единственной дочерью лондонского изготовителя инструментов. Мать оказывала на маленького Джона очень большое влияние: отец был почти все время в море, а когда возвращался, то очень пугал домашних своей суровостью и жесткостью. Элизабет была очень набожной и старалась воспитывать сына в духе христианства - читала ему Библию, пела на ночь гимны и хоралы, учила латыни. Сама она мечтала, чтобы сын в будущем стал проповедником. Но когда Джону было всего 7 лет, его мать умерла от чахотки в возрасте 30 лет.

Дальше начинается довольно мрачный период жизни Ньютона. Отец вскоре женился второй раз и семья переехала в дом жены в городок Эйвели, на восток от Лондона. Мачеха вскоре отдала Джона в школу-интернат, где с мальчиком плохо обращались. В возрасте 11 лет он впервые вышел с отцом в море - с тех пор и началась его морская карьера. Отец был капитаном судна, которое занималось торговлей рабами и курсировало между Европой, Америкой и Африкой - маршрут, известный как треугольная торговля. Судно из Европы приходило на восточное побережье Африки, где покупало рабов, перевозило их в Америку - где на вырученные деньги закупались различные колониальные товары, а затем сладкий сахар, крепкий кофе и табак везли в Европу, где эти произведенные рабами товары поступали в продажу. Джон Ньютон совершил с отцом шесть таких вояжей.



Английский мичман, конец 18 века.

В 1742 году, когда Джону Ньютону исполнилось 17 лет, его отец решил уйти в отставку и вскоре стал губернатором канадской крепости Форт Йорк - из которой впоследствии вырос город Торонто Крепость управлялась колониальной торговой Компанией Гудзонова Залива, которая, кстати, существует в Канаде до сих пор. Ньютон-старший прожил там 9 лет - в 1751 он утонул.

Джон Ньютон оказался один. В 1743 году он вернулся домой из плавания в Венецию, был задержан и против воли назначен мичманом на военный корабль «Harwich» - это было решением его отца, от которого сын пытался уклониться и раньше. Военная служба ему не нравилась, вскоре он сбежал (чтобы встретиться с любимой девушкой, родители которой были наслышаны о плаваниях Джона с работорговцами и неуравновешенном характере, и потому были против их общения), но был снова пойман, выпорот плетью 80 раз и понижен в звании до матроса. Спустя два года он добился от капитана Уильяма Адамса, чтобы ему дозволили перейти на службу на судно «Пегас», торговавшее рабами. По всей видимости, капитану просто надоел Ньютон, и он был рад возможности от него избавиться в начале долгого путешествия в Индию, где капитан и погиб, осаждая порт Пондишери во время Индийской кампании войны за Австрийское наследство.



Рабы на невольничьем корабле.

Джон присоединился к работорговцам на Мадейре, затем корабль направился в Сьерра-Леоне - британскую колонию, бывшую одним из центров работорговли.

Джон Ньютон прославился своим вспыльчивым нравом еще во время службы на военном корабле; у работорговцев его поведение лучше не стало. Он постоянно конфликтовал с руководством, писал издевательские стихи про старших офицеров и торговых партнеров, пьянствовал, богохульствовал, придумывал новые ругательства и обучал им матросов. Постоянное дебоширство, драки, неуважение к начальству, приводило к тому, что команда относилась к Ньютону очень плохо. Его частенько били, иногда заковывали в цепи и бросали к рабам, морили голодом, угрожали убийством. За короткое время он так смертельно надоел экипажу кораблю, что они высадили его в Сьерра-Леоне, отдав знакомому работорговцу Амосу Клоу, любовницей которого была королева одного из местных племен. Около года Ньютон прожил в ужасных условиях, по его собственным словам он был «слугой рабов» - с ним обращались как с животным, бросали еду на пол и заставляли передвигаться на четвереньках. Он отчаялся: все шло к тому, что ему придется провести остаток своих дней рабом у африканцев в Сьерра-Леоне.

Но дальше пришло время надежды, спасительное время. Случилось то, что изменило его - не сразу и не во всем, но бесповоротно.
В 1748 в Сьерра-Леоне пришло судно «Грейхаунд», его направил туда отец Джона Ньютона, который прослышал о беде, приключившейся с сыном. Корабль направлялся в Британию с грузом пчелиного воска и сандалового дерева. 10 марта того же года, когда корабль приближался к северному побережью Ирландии в районе городка Донегал, начался чрезвычайно сильный шторм. Ньютон проснулся ночью от страшного шума. Корабль, получив пробоину, начал тонуть, но, к счастью, груз отчасти заткнул дыру. На палубе творился страшный переполох, Ньютон отдал одному из матросов приказ, но того тут же смыло волной за борт. Посреди это хаоса Джон Ньютон вспомнил о боге (возможно, причиной тому стало, что за несколько до этого он читал книгу «Образец христианина», основанную на трактате Фомы Кемпийского) и начал молиться прямо на палубе, посреди ветра, бури, захваченный стихии. Он просил о прощении за свою распутную жизнь, за свои грехи, за свое неверие. Он просил пощады и спасения.



Вид на ирландский город Донегал, в районе которого случилась та самая буря.

Команде повезло - корабль не утонул и спустя две недели причалил в бухте Лу-Суилли. Ньютон спасся. Многие бы, наверное, махнули бы рукой на произошедшее - на молитвы о спасении и обращение к богу. Но Джон Ньютон ничего не забыл. Что-то навсегда изменилось в нем - обратился к вере.

Не надо думать, что случившийся с ним поворот перевернул его сразу и полностью. Напротив, вскоре после той бури, Джон Ньютон начал самостоятельно торговать рабами. Здесь я позволю себе привести цитату из отличной книги английского историка Ниала Фергюсона «Империя»:

«Дневник Джона Ньютона за 1750-51 годы (в то время он командовал судном «Дюк оф Аргайл») откровенно описывает работорговцев. Плавая вдоль побережья Сьерра-Леоне, Ньютон выменивал у работорговцев людей на товары (включая «главные - пиво и сидр»). Он был разборчивым покупателем, сторонящимся старых женщин «с обвисшей грудью». Седьмого января 1751 года Ньютон обменял древесину и слоновую кость на восемь рабов и понял, что переплатил, когда заметил, что у одного из купленных невольников «очень плохой рот». Ньютон жаловался, что «сейчас очень много конкурентов и хороший товар идет за цену вдвое выше прежней». В тот же день он сделал запись о смерти «отличной рабыни № 11». Но если африканцы были для Ньютона только номерами, то самим африканцам Ньютон казался фигурой дьявольской, даже каннибалом. Олауда Эквианто был одним из тех немногих африканцев, привезенных в Британскую Вест-Индию, кто описал пережитое. Эквиано упоминает о широко распространенном поверье, будто белые поклоняются богу мертвых Мвене-Путо, и захватывают рабов, чтобы их съесть. Некоторые из товарищей Эквиано были убеждены, что красное вино, которое пьют их поработители, сделано из крови африканцев, а сыр на столе капитана Ньютона - из их мозгов. Это побудило их побросать свои фетиши в судовую бочку с водой: они были настолько суеверны, что полагали, будто это неминуемо убьет всех, кто пил оттуда.»



Объявление о продаже негров.

Да, Джон Ньютон не был ангелом и святым. Он каждый день исполнял обязанности священника, читал проповеди команде, говорил о вере, любви и религии, и в то же время не испытывал никаких угрызений совести из-за того, что в трюме у него хранился живой товар. Он продавал негров в Вест-Индии - месте, известном своей невероятно высокой смертностью из-за болезней и жестоких надсмотрщиков (смертность на Ямайке была ужасающей - например, среди английских солдат за год умирал каждый восьмой). Кроме того там часто начинались кровавые бунты. Ньютон женился на любимой девушке Мэри Кэтлетт (той самой, к которой он сбежал к корабля и чьи родители были против него), писал ей письма, в которых признания в любви и мысли о религии, перемежались манифестами с апологией рабства - негры, по его мнению, обладали лишь свободой «не быть проданными», да и та им была недоступна и непонятна. Он оставил работорговлю только в начале 1750-х - из-за проблем со здоровьем. В общем, Джон Ньютон не был святым - как и многие люди его эпохи.

Но эта история не была бы так интересна, если бы религиозное пробуждение Джона Ньютона остановилось на этом. После ухода из бизнеса, Ньютон стал работать на Ливерпульской таможне, где еще больше времени посвящал изучению Библии и религиозной литературы. Он решил стать проповедником. Путь оказался долгим, но все-таки в 1764 году ему удалось стать приходским священником в небольшом небогатом городке Олни, жители которого занимались изготовлением кружев и сельским хозяйством.



Церковь в Олни в которой служил Джон Ньютон.

Он смог расшевелить этот городок с двумя тысячами населения. Он рассказывал им о своих прегрешениях и о том, как он раскаивается в них, как его изменила та страшная буря. И люди верили - он был открыт для простых людей. Именно там он написал свой самый известный гимн «О, Благодать», отрывок которого был представлен в начале текста. Но это был лишь один из многих - Ньютон в какой-то момент решил писать по гимну в неделю, а помогал ему в этом английский поэт Уильям Купер, также живший в Олни - там ему было легче бороться со своим душевным недугом. Эти гимны, число которых достигло 380, составили книгу «Гимнов Олни».

Все это видимо так сильно повлияло на Ньютона, что в более поздние годы, когда он уже жил в Лондоне и был настоятелем церкви Святой Марии Вулнотской, он дошел до мысли о неправильности рабства - очевидной для нас сейчас, но не для людей 18 века. Он стал одним из первых аболиционистов - борцов с рабством. Среди них было много бывших участников работорговли - Захария Маколей был одним первых губернаторов Сьерра-Леоне, но разочаровался в рабстве из-за его несовместимости с верой. Многих из активных борцов с рабством (среди которохы были люди разного социального положения и достатка - от банкиров и священников до мелких торговцев и обычных горожан) объединяла сильная религиозность - причем, как правило, они принадлежали не к англиканской церкви, а к различным более строгим движениям: квакерам, баптистам. У самого Джона Ньютона мать была склонна к баптизму, что, наверное, в какой-то мере повлияло на него.



Значок, изготовленный на фабрике Веджвуда - "Разве я не человек и не брат?"

Кампания по борьбе с рабством в 1780-х годах оказалась одним из первых мощных внепарламентских общественных движений. Но масштаб у нее был не игрушечный. Джозайя Веджвуд, основатель знаменитой компании производителя фарфора Wedgwood, выпустил тысячи значков с изображением молящегося африканца с подписью «Разве я не человек и не твой брат?». Десятки тысяч человек по всей Великобритании выступили против рабства - и Ньютон был среди них, проповедуя и призывая бороться с ним. Правительству пришлось пойти на соглашение: в 1807 году рабство было отменено. Хотя и здесь не обошлось без неоднозначных с точки зрения морали поступков: англичане боролись с работорговцами (не только европейскими, но и другими), хотя, в то же время, насильно продавали в Китай опиум (без этого Ост-Индская кампания не могла осуществлять свою деятельность).

Ньютон в начале был обычным человеком своей эпохи, когда белый человек только начинал влачить свое бремя. Он мог быть жестоким, развязным грешником, но случившееся преобразило его и в нем отразился будущий викторианский век - век строгой морали и приличий, которые впрочем ничуть не делали нравы по отношению к неевропейцам мягче.

Год отмены рабства стал последним годом жизни Джона Ньютона - он умер 21 декабря 1807 года. Он пережил свою жену почти на 20 лет. А главным его наследством и подарком стали гимны, которые до сих пор, каждый день поют во всем мире.



Могила Джона Ньютона и его жены.

18 век, Британия, вера, море, история

Previous post Next post
Up