Первый украинец в Антарктиде

Mar 27, 2013 21:25



Этот неприметный парень - Антон Омельченеко. Первый украинец, ступивший на Антарктиду в составе экспедиции Роберта Скотта 1910-1913 гг. Той самой, из которой Скотт не вернулся. Судьба Антона еще одно доказательство того, что жизнь может вытворять такое, что никак не налезет на голову даже имениннику Тарантину.

Итак, родился Антон Омельченко седьмым по счету ребенком в семье малоземельного крестьянина Луки Омельченко в селе Батьки Зеньковского уезда Полтавской губернии (теперь это Полтавская область). Ловить дома ему, понятно, было нечего и он погнал на заработки на Кубань. Там ему выгорело стать приемным сыном у отставного генерала Пеховского, который был матерым конезаводчиком. Так он стал жокеем и крутым знатоком лошадей. После смерти Пеховского поехал работать жокеем аж во Владивосток. К тому времени ему было лет 25. Туда же приехал англичанин Эдгар Эванс покупать манчжурских лошадей для второй антарктической экспедиции Роберта Скотта. С Эвансом они нашлий такой общий язык, что тот порекомендовал Скотту взять Антона Омельченка конюхом в экспедиции (вместе с сахалинским каюром Дмитрием Гиревым, который отвечал в походе за собак). Антон сказал "почему бы и нет" и поехал в Антарктиду. Вот, например, Омельченко, сельский парень со Слобожанщины, стоит в 1911 году возле нагруженных саней у Ледника Барне.



Скотт обоими выходцами из Российской империи был вполне доволен, и писал в дневнике: "Я убедился, что наши русские молодцы заслуживают не меньше похвал, чем мои англичане... Антон и Дмитрий всегда готовы прийти на помощь, они прекрасные парни". Когда Скотт с 4 товарищами вышел в свой последний поход к полюсу, Антон вместе с лошадьми участвовал в первых этапах той экспедиции. Но лошади, пусть даже и манджурские пони, в Антарктиде не водятся. Идти им было очень тяжело, страдали от пурги. В итоге дошли до середины ледника Росса, после чего Антон с лошадьми вернулся назад к базовому лагерю. Так как моторные сани к тому времени давно поломались, а собак Скотт решил к полюсу не брать, дальше 5 англичан потащили сани с грузом сами. До полюса было далеко, с погодой очень не повезло, ну и с силами не рассчитали, домой британцы не вернулись, хоть на поюсе и побывали.

Антон Омельченко тем временем вернулся домой, где и узнал о гибели Скотта. Тем не менее, как и все учасники экспедиции, он получил медаль из рук Британской королевы и пожизненную пенсию, которую получал до тех пор, пока СССР не разорвал отношения с Великобританией.

Когда началась Первая мировая, Антон Омельченко пошел воевать в младших чинах. Выжил, пережил и Гражданскую и вернулся в родное село Батьки. Там себе жил, хотел написать книгу об экспедиции, но власти помогать с этим не спешили. Потом, как вот пишут здесь, приехал некто, назвавшийся журналистом, взял медаль, фотографии и документы "для публикации" и пропал навсегда. Куда все то сгинуло, неизвестно, но опубликовано уже не будет, что очень печально.

Умер Антон Омельченко в 1932 году - на пороге собственного дома в него попала молния (по некотороым источникам - шаровая молния). Было ему всего 49 лет.  В его честь названа бухта в Восточной Антарктиде. В Украине, как я понимаю, не названо ничего.

Зато можно говорить о династии украинских исследователей Антарктиды - внук Антона Омельченко, Виктор, зимовал на украинской станции «Академик Вернадский» в 2001 году и в последующие зимовки в качестве системного механика.

Вот такая жизнь - Полтава, Кубань, Владивосток, Антарктида, две войны и молния.

Конец связи.
Previous post Next post
Up