Каждая европейская страна имеет свой национальный праздник, в котором народные обычаи переплелись с христианскими преданиями в неповторимый букет традиций и ритуалов. В Германии таким праздником стал День Святого Мартина, который отмечается вечером 11 ноября.
С точки зрения церкви, этот день посвящён Мартин Турскому - епископу Тура, жившему ещё во времена Римской Империи. Различные детали его биографии стали элементами торжества, а общая «идеология» Мартина - скромность, помощь ближнему и самопожертвование - центральной идеей праздника. С точки зрения фольклора, празднование связано с завершением полевых работ и переходом деревни на «зимний режим». Всё это также нашло отражение в праздничных ритуалах.
Собственно, торжества начинаются вечером, когда дети идут из школы в церковь с самодельными или купленными в магазинах фонариками. Раньше это были свечки, помещённые в коробочки, которые дети несли на некоем подобии удочки. Сегодня это - лампочки на батарейках, но способ их ношения тот же. Они символизируют фонари, с которыми жители Тура ходили по улицам в поисках Мартина - праведника назначили епископом, а он очень не хотел занимать этот важный пост, и прятался от земляков.
После богослужения начинается торжественная процессия по улицам города - движение автомобилей перекрывают, пока дети во главе с самим Святым Мартином идут на центральную площадь. Мартина изображает мужчина на коне в форме римского полководца. Мартин, по преданию, был командиром в римской армии. В своё время он отказался от службы, поскольку христианство осуждает войны и профессию военного. Но до этого ему предстояло совершить ещё один знаменательный поступок - его исценируют, когда процессия достигнет пункта назначения.
На площади, куда идут Мартин и дети с фонариками, пылает костёр. Его роль далека от церковных преданий. В таких огромных кострах жители деревень сжигали не нужный более сельскохозяйственный инвентарь - например, корзины, в которые собирались фрукты. Въехав на площадь с костром, «Мартин» видит «Нищего», сидящего в скорбной позе неподалёку. Рассказывают, что Святой Мартин, проезжая мимо нищего, спустился с коня, отрезал мечом половину от своего плаща и укрыл этой тканью озябшего бродягу. После инсценировки этой сцены ряженый «Мартин» обязательно прочитает речь о важности милосердия и сострадания.
С площади все дети отправляются по окрестностям - обходя соседей, они получают в каждом доме сладости - обычай, известный для всех культур. Дома их ждут особые угощения. Блюдом № 1 считается жареный гусь. Согласно церковной версии, Мартин, спасаясь от сана епископа, спрятался среди большого стада гусей, которые, разумеется, выдали его присутствие громким гоготом. Видимо, поедание гусей - месть за Мартина. С точки зрения крестьянина, съедение гуся в ноябре - очень разумный поступок. С наступлением холодов нужно экономить корма, а Великий Пост лучше встречать с хорошим запасом белков и жиров.
Кроме того, дети получают в этот день и дома, и во время походов по соседям, печенья в форме человечка. Считается, что у этого лакомства более 20 названий - своё для каждого региона Германии. Но общим для всех будет, пожалуй, «Weckmann», от «weck» - «булочка». Человечек держит в руках маленькую трубку для курения табака. Хотя на самом деле это - епископский посох, от которого так старался убежать Мартин.