Одним из минусов современного общества является избыток информации, оседающий в мозгах людей. Громадная скорость, с которой мы обмениваемся сообщениями, музыкой, фильмами - все это оказывает медвежью услугу. И дело даже не в «информационном мусоре» - дело в отсутствии оригинальности в современной культуре.
Когда в последний раз вы натыкались в сети на что-то новое, необычное, свежее? Уникальное? Новаторское?
Я часто нахожу в интернете незнакомые музыкальные группы. Слушаю, думаю: «да, эти ребята неплохо играют... только я могу назвать еще с десяток музыкантов, играющих то же самое».
Литература? Взгляните не полки с одинаковыми обложками «вампирских романов», авторы которых вдохновились неожиданным успехом «Сумерек».
Телесериалы? Сравните американский оригинал и русскую перекупленную версию сериала «Как я встретил вашу маму» - в них не то что диалоги накладываются друг на друга строка в строку, но и ракурсы съемки совпадают.
Кинематограф? Десять сюжетов на трех с половиной сценаристов. Триллеры, которые можно разгадать за первые десять минут просмотра.
Живопись? Одинаково красивые цветные брызги, мастерское владение техникой... но, видите ли, особенность «Черного квадрата» Казимира Малевича в том, что он был первым, единственным в своем роде. Сколько бы ни было потом желтых прямоугольников, клетчатых параллелепипедов и синих шариков.
***
К слову:
- Мы родились слишком поздно, Мишель.
- Почему же?
- Потому что все уже изобрели, все уже исследовали. Хотел бы я оказаться тем человеком, который изобрел порох или открыл электричество! Не говоря уж о том, чтобы первым сделать лук и стрелы! Но все уже открыто. Реальность движется быстрее, чем научная фантастика. Нет больше первопроходцев, остались одни лишь последователи. Люди, совершенствующие то, что давно уже было изобретено. Последним, кто испытал это потрясающее чувство проникновения в новую вселенную, был Эйнштейн. Можешь представить, как закружилась у него голова, когда он понял, что может сосчитать скорость света?
<…>
- Считается, что чем непонятнее ты пишешь, тем ты умнее. Вот некоторые и растягивают одну мысль на двадцать строчек. Потом они получают какой-нибудь литературный приз, и люди покупают их писанину чтобы украсить ими свою гостиную и чтобы все думали, будто они способны прочитать всю эту софистику. Я как-то листал такие книжки, в которых ничего не происходит. Вообще ничего! Вот есть парень, вот девушка, он ухаживает за ней. Она говорит ему, что не знает, будет она спать с ним или нет. И вот, спустя восемьсот страниц, она решает, что, разумеется, нет.
- Но зачем же писать книги, в которых ничего не происходит? - спросил я.
- Недостаток идей. Слабое воображение. Так и появляются биографии и автобиографии... Писатели, не способные создать новый мир, описывают наш собственный, каким бы скудным он ни был. Даже в литературе не осталось новаторов. Авторы теперь оттачивают мастерство, изощряются в форме... Опиши на десяти страницах свои страдания из-за фурункула, и тебе обеспечена Гонкуровская премия.
Бернар Вербер, «Танатонавты» (авторский перевод)* * *
А вообще, разумеется, есть еще новаторы, оригиналы и просто фрики от мира искусства.
Однако по справедливому, но печальному закону жизни, их исчезающе мало.