... как меня мошенники "разводили".

Aug 27, 2023 15:34


Редкая сводка криминальных новостей обходится без сообщений о том, что где-то, на просторах нашей необъятной родины телефонные мошенники развели на деньги очередную жертву. Часто подобного рода события происходят с людьми на ровном месте. Абоненту звонят лже-сотрудники банка и под надуманным предлогом, выманивают конфиденциальную информацию. Доверчивая жертва сама сообщает секретные коды и пароли, открывая перед мошенниками «виртуальный кошелек». Если он худ, или пуст, то под «чутким руководством» её (жертву) загружают кредитами, которые потом выводят на свои счета. Большинство людей читают и думают: «Как же можно быть такими доверчивыми? Когда же наши люди поумнеют? Со мной такое не случится, меня не проведешь!...». Думал так и я...

Каждый, у кого есть телефон, получал подобные звонки. Звонили и мне, но я бесед никогда не вел, диалогов не поддерживал. Однако, в этот раз все пошло не так...Дело в том, что пару лет я сотрудничал с неким кадровым агентством. Периодически они звонили, предлагали варианты сотрудничества. И вот, погожим майским днем у меня зазвонил телефон. На экране вместо номера название этого кадрового агентства. Девушка представилась, назвала меня по имени отчеству, уточнила, готов ли я обсуждать новый проект и когда мне будет удобно говорить. Я попросил перезвонить через полчаса. Она сказала, что со мной свяжется Наталья и все объяснит.

В назначенный час позвонила Наталья. Она сообщила, что их кадровое агентство заключило договор с банками «Сбер» и «Тинькофф». Совместный долгосрочный проект предполагает амбициозные задачи, надежное финансирование, творческий подход, относительную свободу, большой выбор направлений, в которых каждый соискатель может выбрать свою стезю. По желанию, можно работать дистанционно. Она рекомендовала установить на телефоне Zoom, чтобы пройти вводный семинар. Zoom у меня был. Она сообщила имя сотрудника и, выдав идентификатор для входа, любезно попрощалась.

Через минуту Zoom ожил. Я подключился. На экране появился аватар Дмитрия. Было странно видеть анимированный персонаж вместо живого человека. Это вызвало некоторое недоумение, но скоро оно ушло на второй план, ибо Дмитрий был убедителен. Монолог его выверен и строг, ни одного лишнего слова. Все объяснил, все рассказал. Проекту позарез нужны тестировщики банковских продуктов, специалисты по их продвижению, те кто осваивает рекламные бюджеты и много еще кто, а мне необходимо определиться с направлением.

Мошенники обычно давят: «решайтесь скорее, места заканчиваются», а тут наоборот: «...я понимаю, Вам сложно вот так с бухты-барахты, не торопитесь, обдумайте и выберите из списка». Я поинтересовался, где этот список и сколько по времени я могу выбирать. Оказалось, что список закрытый и они загружают его в специальную директорию банковского приложения. Для этого приложение надо обновить. Моё оказалось обновлено, поэтому сразу перешли к рекомендациям с непонятными терминами.

У меня ничего не получалось. Я уже чувствовал усталость и утомление, когда Дмитрий предложить включить на Zoom функцию демонстрации экрана и подсказал, как это сделать. Я второй раз почувствовал недоумение, но функцию подключил. Термины стали понятнее. Все, что не сходилось - сошлось. Дмитрий торжественно объявил, что список вожделенных вакансий теперь доступен. Я должен войти в мобильное приложение Сбера, выбрать направление, согласовать рабочий график и оплату.

Приложение я открыл. Но НЕ на телефоне. Вы же помните, что там включён режим демонстрации экрана? Я тоже об этом помнил, поэтому открыл «Сбер-онлайн» на компьютере. Видимо поэтому дальнейшая «работа» опять застопорилась. Я ничего не мог найти, его подсказки не помогали. Дмитрий настойчиво интересовался, открыл ли я приложение, а получив утвердительный ответ удивлялся, почему я ничего не могу найти. Терпеливо объяснял куда идти и какие кнопки жать.

Напряжение нарастало. Наконец, он «не выдержал» и предложил мне открыть приложение на этом телефоне, а я уточнил: «правильно ли я понимаю, что он хочет видеть мои конфиденциальные данные, а значит иметь доступ к моему личному кабинету»? Ответа не последовало. Дмитрий банально бросил трубку.

Признаться честно, такого со мной никогда не было. В жизни меня, как и многих из вас, не раз обманывали: девушки и работодатели, продавцы и сослуживцы, политики и финансисты, журналисты и бывшие друзья. Но это другое. Тут вас не просто обкрадывают, у вас отнимают веру в людей. При этом вы соучастник, вы сами всё отдаете, добровольно. Не под дулом пистолета, не даже лицом к лицу. И нет состава преступления, и сделать ничего нельзя, если вы не Елизавета Пескова. В её случае службы безопасности банка быстро среагировали, и деньги дочери пресс-секретаря Президента РФ удалось возвратить.

Центробанк официально сообщает, что в 2022 году россияне сдали мошенникам рекордные 14 миллиардов рублей. Вернуть жертвам получилось всего 4,4% от украденных средств, или 618,4 миллиона рублей. Это минимальный показатель с 2019 года. Для сравнения: в 2021 году банки возместили своим клиентам 6,8% или 920,5 млн. руб., в 2020 году- 11,3% или 1,1 млрд. руб., в 2019 году- 15% или 935 млн. руб. До 2019 года ЦБ эти данные не публиковал.

Как обезопасить себя от мошенников? Как видите, они отлично вооружены: владеют навыками психологического воздействия и социальных коммуникаций, технологиями подмены номеров и голосов. Они хорошо информированы: в курсе наших дел, знают наши паспортные данные, номера карт и телефонов, домашние адреса. И это касается не только мобильных банков. Недавно один мой знакомый получил сообщение с сайта Госуслуг о том, что на нём висит долг за неоплаченный налог с продажи земельного участка, который никогда не покупал. Сразу двое коллег получили уведомления от банка, что пора платить взносы за кредиты, которые никогда не брали. Теперь они бегают по инстанциям и доказывают свою правоту.

Очевидно, что тут напрашивается решительное вмешательство государства, а пока его нет «спасение утопающих - дело рук самих утопающих». И если вам звонят и сообщают, что кто-то опустошает ваш счет - не ведитесь, помните, что деньги застрахованы АСВ. Не разговаривайте со «службами безопасности», «официальными представителями», «участковыми», и прочими ретивыми служаками. Никто из них сам не позвонит. У них нет таких полномочий. Завершите разговор, а если звонящий настойчив, скажите что придёте в банк лично, через 5 минут.

Никому не сообщайте реквизиты и CVC/CVV-код карты, данные подтверждения из смс и ПИН-коды. Не устанавливайте на смартфон приложения из непонятных источников. Будьте бдительны и не поддавайтесь эмоциям, чтобы вам не сообщили.



https://www.чайковскийрайон.рф/rayon/vzaimodeystvie-s-obshchestvennostyu/sotsialno-orientirovannye-nekommercheskie-organizatsii/001.jpg

Мурад Абдулмукминов. Еженедельник «Новое дело» №29, 4 августа 2023
Previous post Next post
Up