Печально видеть как разовое проявление неумеренного административного ража быстро превращается в долговременную и прогрессирующую геополитическую слабость. Зачем, спрашивается, мартовскую 2014 года первоначальную формулировку крымского референдума о его независимости от Украины переделали в Кремле в формулировку о его присоединении к России?
Что, нельзя было оказать и продолжать оказывать адекватную помощь независимому Крыму на договорной основе? Можно было. Но захотелось сразу засунуть Крым в свой карман. За что и получили не только первый портфель санкций, но и убежденность в своей геополитической слабости. Осознав которую предали ДНР и ЛНР непризнанием объявленной референдумами их независимости от Украины.
Минскими соглашениями факт геополитической слабости России был юридически закреплен и заморожен на два года. Попытку его разморозить участием в войне в Сирии вряд ли можно признать удачной. Новые надежды на восстановление предкрымского статуса России породило, казалось бы, избрание Трампа. Надежды, основанные на непонимании механизма принятия геополитических решений в Вашингтоне. И потому беспочвенные. И теперь настал час расплаты за игнорирование принципа работы этого механизма.
Буквально два дня назад в Анталье встретились начальники генштабов США, Турции и России. Понятно, что они говорили о координации действий в Сирии. Понятно, что их договоренности секретны. Но сам факт такой встречи говорит о том, что Россия была вынуждена перейти из статуса относительно независимого актора войны в Сирии в статус партнера в американской коалиции. Разумеется, партнера младшего.
Санкции на Россию за Крым и другие деяния на Украине вводились указами президента США. И такими же указами могли быть в принципе ослаблены или даже отменены. Но после инаугурации Трампа началась процедура перевода санкций в статус законов США. Которые Трамп игнорировать или отменять права не имеет.
Последним примером такого подхода оказалось сегодняшнее сообщение о запрете нижней палаты конгресса США Пентагону на сотрудничество с Рособоронэкспортом.
Но совсем поражает шантаж России Индией.
Которая заявила, что готова сотрудничать с Россией в создании истребителя пятого поколения лишь в том случае, если ей будут переданы соответствующие технологии. Может быть кто-то другой предложил Индии сотрудничество в этой области и она по этой причине выбивает лучшие условия? Ясно, что никто другой совместную работу над подобным проектом Индии не предлагал. Так почему же она позволяет себе в столь грубой форме шантажировать Россию?