Бывший советский юго-восток от Азербайджана до Таджикистана всю четверть века после развала СССР практиковал в своем государственном устройстве довольно жесткие авторитарные формы. В которых роль парламентов весьма декоративна, а якобы президентские республики являлись по сути суперпрезидентскими.
Исключением, пожалуй, стала Киргизия. Предпосылкой чему, на мой взгляд, оказалось то, что первым ее президентом оказался не представитель партэлиты, а приличный физик и президент киргизской Академии наук. В итоге Киргизия сползла к статусу обычной президентской республики в стиле а-ля Чили. То есть с запретом занимать пост президента более одного срока и не подряд, а раз в жизни.
Тем не менее, будущее любой страны зависит от устойчивости конструкции ее государственного устройства. И мудрый авторитарный правитель должен к концу срока своего естественного владычества реформировать политический режим возглавляемого им государства таким образом, чтобы после его ухода не возникало смут и возможного распада или разложения государства.
Одним из способов подобного реформирования может быть установления не обязательно прозрачных правил назначения преемников. По такому пути пошли Узбекистан, Туркмения, Азербайджан и, возможно, пойдет Таджикистан. Но этот путь может быть относительно устойчивым только в традиционных монархиях. И то не всегда.
Другой способ избрал, похоже, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
О чем свидетельствуют внесенные вчера поправки в конституцию Казахстана. В соответствии с которыми резко ограничиваются полномочия президента и существенно возрастает роль парламента и правительства республики. И вдобавок предусмотрел в конституции механизм защиты страны от нежелательных ей интеграционных процессов.
Фактически Назарбаев провел политическую реформу. Существенно повышающую устойчивость Казахстана как государства в обозримом будущем. Мудрым, однако, султаном оказался Нурсултан Назарбаев. Разве не так?