Философия прав человека исходит из того, что базовый набор прав есть у любого homo sapiens. Права человека - это не только защита "хороших людей" от диктатуры правительства. Это ещё и защита "плохих людей" от разнообразной несправедливости. Но если человек сам не справедлив к окружающим, то почему мы должны быть справедливыми к нему? Стоит ли
(
Read more... )
Отсюда следствие - "ок, давайте разные страны будут вести разную политику в этой области и мы накопим существенную статистику".
НО тут требуются десятки, если не сотни лет, чтобы произошло достаточно терактов для статистически достоверного разделения влияния политики на долговременные последствия применения разных политик (соблюдать / не соблюдать права).
С середины 20 века ряд стран придерживается разных взглядов - но достаточна ли статистика? Мне (феноменологически) кажется что нет - "иначе западные институты уже опирались бы на неё".
Однако деонтологически обосновываемая политика "не дегуманизировать человека ни при каких обстоятельствах" имеет историю применения 2000+ лет с широкой статистикой результатов. Я пишу 2000+ потому что во времена написания Нового Завета включение этих парадигм в учение уже было обосновано практикой (другое дело, что вместо статистики использовался экспертный анализ в форме "духовных откровений").
Соответственно, возможно есть пути для утилитарного обоснования практики соблюдения прав террористов/палачей/маньяков...
Reply
Проблема в том, что пути для утилитарного обоснования практики оставляют пути для утилитарного обоснования исключений. Что мы сейчас и наблюдаем. Мне же кажется, что следующим этапом "битвы" становится само противостояние утилитарной логике, как единственно верной.
Reply
Другое дело, что нормальная статистика "долговременных результатов" у нас ведётся... дай бог лет 60-80, а то и того меньше. Я склонен предположить, что вариантов лучше, чем предлагаемые некоторыми религиями, мы не найдём ещё лет 200-300. Но это не означает, что их нет или их не надо искать. Хотя, конечно, хочется, чтобы эксперименты в этой области проводились где-нибудь на Луне.
Reply
Заметь, я не предлагаю полное отрицание утилитарной логики, я лишь предлагаю отказаться от тезиса, что она является единственно верной. И если перенести этот тезис на тему рационального познания, то я предлагаю осознать, что возможности рационального познания ограничены. В частности, они ограничены свойствами наблюдаемых объектов и свойствами наблюдающего субъекта.
Невозможно полностью объективно наблюдать социальные процессы. Слишком многое будет зависить от того, как и что мы замеряем в ходе нашего наблюдения. Но эта проблема касается не только социальных объектов, с ней же сталкнулась и квантовая физика, где эффект наблюдателя ещё более очивиден.
Второе касаетя нашей способности воспринимать и обрабатывать информацию. Мы в принципе не способны полностью объективно наблюдать реальность, а уж тем более обмениваться своими наблюдениями. Например, тот факт, что мы ведём этот разговор на русском уже накладывает ряд ограничений на нашу способность описывать и воспринимать наблюдаемую реальность.
Reply
Тут проблема, скорее в структурной сложности объекта исследования (как в термодинамике), чем в эффекте наблюдателя. Анализ логов социальных сетей за 200-300 лет даст гору информации без особого влияния наблюдателя. Но это же адова гора информации! С ней мы справимся ли когда-нибудь, даже тогда?
Другое дело, что техническая невозможность познать общество в деталях не мешает выводить (и подтверждать) общие закономерности.
Это как с термодинамикой - ветер или облака мы пока посчитать не можем (ещё надо лет 20-30), зато струю реактивного двигателя - да. Проблема форматирования информации при передаче между исследователями в термодинамике тоже есть. Она может быть разрешима - вопрос в требуемой точности передачи.
В общем, некоторые вопросы знания об обществе не могут быть детально проработаны в обозримом будущем. Пока можно пользоваться нерациональными аргументами, почему бы и нет? )))
Reply
Как писал Поппер "Научные теории не являются результатом наблюдений. Они в основном являются результатом мифов и проверок. Проверки отчасти опираются на наблюдения, поэтому наблюдения имеют большое значение. Однако наблюдения не создают теорий. Они играют роль в критике и устранении теорий, они побуждают нас к созданию новых мифов, новых теорий, которые, в свою очередь, можно подвергнуть проверкам с помощью наблюдения."
Reply
Leave a comment