Права Человека и Вторая мировая.

Nov 10, 2015 10:05

До Второй мировой войны предполагалось, что каждая страна сама вольна решать, сколько прав она даёт своим гражданам. Многие считали, что распространение демократических институтов и постепенное ослабление монархий само по себе приведёт мир к светлому будущему.

В 1932 году в Германии на выборах в парламент победу одержала «Национал-социалистическая немецкая рабочая партия». В начале 1933 года лидер партии Адольф Гитлер был назначен главой кабинета министров Германии. Под его руководством началось быстрое сворачивание гражданских прав, гарантированных немецкой конституцией. В скором времени начали разворачиваться программы изоляции и уничтожения отдельных категорий граждан. Душевнобольные, гомосексуалы, коммунисты, цыгане и евреи постепенно лишились каких бы то ни было прав и по сути оказались исключены из категории людей. Остальной мир наблюдал за этим процессом с недоумением, но вмешиваться не решался. Считалось, что Германия обладает суверенным правом действовать со своими гражданами как ей вздумается, особенно при соблюдении юридических формальностей и видимости демократических процедур. Все мы знаем, что в скором времени вмешаться пришлось почти всем. На шесть лет человечество погрузилось в самый страшный вооружённый конфликт за всю свою историю.
Окончание Второй мировой войны ознаменовалось созданием Организации Объединённых Наций. Сам термин «Объединённые Нации» использовался союзниками по антигитлеровской коалиции с 1942 года. Преамбула Устава ООН даёт возможность почувствовать, что же происходило тогда на международной арене:

«МЫ, НАРОДЫ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ, ПРЕИСПОЛНЕННЫЕ РЕШИМОСТИ
избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе, и
вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций, и
создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права, и
содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе...»

Любопытно, что в преамбуле, как и в самом уставе, встречаются слова «права человека», но в тот момент эти слова ещё не имеют никакого значения.
Работу над текстом документа, который должен определить что же понимать под словами "Права человека", поручили специальной комиссии под руководством Элеоноры Рузевельт. Жена покойного президента США выполняла роль примирителя в спорах представителей Франции, Великобритании, Австралии, Канады, Чили, СССР, Китая и Ливана.
Сейчас права человека воспринимаются как что-то банальное, как политический инструмент, а не как визионерское свидетельство об идеальном будущем человечества. Изучая протоколы обсуждений, я не перестаю поражаться, насколько смелыми были участники, которые не хотели ограничиваться тем, что «возможно», но искренне пытались сформулировать коллективную мечту о новом мире.
Мне кажется, эта строка из преамбулы Всеобщей декларции хорошо отражает их настрой: «Пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей». Любопытно было бы сейчас увидеть дипломатов, всерьёз обсуждающих «совесть человечества»...
В заключение предлагаю вашему вниманию аудиозапись выступления Чарлза Малика (Ливан), который представляет документ Генеральной ассамблее ООН в ноябре 1948 года.

Месяц спустя Всеобщая декларация прав человека была принята при 48 голосах за и 8 воздержавшихся (Белорусская ССР, Украинская ССР, Союз ССР, Чехословакия, Польша, Югославия, ЮАС и Саудовская Аравия).

<Пост написан по материалам курса, который я читаю в Miami University>

hr:past

Previous post Next post
Up