В интернете можно найти много фотографий линейного корабля «Марат». Все они представляют определенный интерес, но одно фото является особым. На нем запечатлена носовая часть линкора, а на заднем плане - разрывы, судя по всему, авиабомб. Сам корабль стоит в Средней гавани Кронштадта, кормой к Усть-Рогатке. Именно на этом месте, 23 сентября 1941 года и произойдет трагедия, в результате которой, запечатленная на фото носовая часть корабля прекратит свое существование. Все говорит о том, что это и есть последняя фотография носовой части «Марата»….
Линкор «Марат» у Усть-Рогатки
Попробуем разобраться, когда могло быть сделано это фото. Для начала нужно присмотреться к носовой надстройке, она является главным свидетелем.
Итак, «Марат» пришел в Кронштадт для ремонта 16 сентября 1941 года. В этот день, линкор, находясь в Морском канале, подвергся сосредоточенному обстрелу вражеской полевой артиллерии и удару большой группы пикирующих бомбардировщиков.
Первый обстрел произошел в 9 часов утра. Линкор еще не успел ошвартоваться, как был накрыт артогнем (вспышки выстрелов были замечены слева от Пишмаша у самого берега). Однако, через несколько минут обстрел прекратился. Прерванные было работы по швартовке, продолжились.
Около 11 часов начался усиленный артиллерийский обстрел с двух батарей. Последовали попадания в линкор.
Первый снаряд угодил в район первой башни, осколками ранило несколько бойцов. Был поврежден деревянный настил верхней палубы на небольшой площади (примерно один квадратный метр), 37 мм броневая палуба пробита не была, осталась лишь незначительная вмятина. Второй снаряд попал в машинное отделение надстроечного лифта. Третий, четвертый и пятый - в пулеметный мостик носовой надстройки. Одним из этих снарядов был подожжен боезапас к 37 мм автоматам, в результате чего вспыхнул пожар. Горели сами ящики, начали рваться снаряды.
Повреждения не угрожали непосредственной гибелью корабля, но были крайне не приятными. Из строя вышли вся носовая группа автоматов (три единицы), были повреждены шесть пулеметов ДШК. Прервалась проводная связь между КП 3-го (зенитного) дивизиона и батареями. К тому же был убит командир батареи зенитных автоматов и пулеметов лейтенант Седин. Тяжелое ранение получил командир зенитного дивизиона старший лейтенант Сухарев. Фактически в результате обстрела централизованное управление зенитным огнем было уничтожено, 3-й дивизион обезглавлен, а носовая группа зенитной артиллерии крайне ослаблена (в строю остались лишь три орудия 34-К на крыше первой башни и два ДШК на пулеметном мостике, но рядом продолжался пожар ящиков с боезапасом).
Но и это еще не все. Пытаясь сохранить личный состав, командир корабля приказал зенитчикам спрятаться в укрытия, а затем и вовсе, уйти с фок мачты. В итоге, управление носовой зенитной батареи оказалось внизу, а личный состав носовой группы автоматов и пулеметов на ходовом и минном мостиках. При этом, на мостике продолжалось тушение пожара ящиков с боезапасом.
Ушли в укрытия и зенитчики с кормовой надстройки. Корабль оказался полностью беззащитен от атак с воздуха…
И именно в этот момент на линкор буквально свались с неба большая группа пикировщиков Ю-87. Немцы атаковали и с носа и с кормы. К счастью, носовая группа пикировщиков отбомбилась безрезультатно. Но, вот кормовая, сумела добиться четырех попаданий.
Зенитчики на корме все же успели выскочить из укрытий, но огонь был открыт с опозданием. Самолеты уже находились в пике. Осколки бомб вывели из строя один 37-мм автомат, а два других заклинило. Также заводского ремонта требовало одно 76,2-мм орудие 81-К (другое было повреждено артогнем еще 14 числа).
В результате всех этих событий, «Марат» на время лишился всех шести автоматов и шести из 13-ти ДШК. В добавок, были повреждены дальномеры, а личный состав зенитных батарей понес потери.
И хотя, нашим подошедшим истребителям удалось предотвратить повторные атаки, было очевидно, что корабль необходимо убирать из опасного района. В итоге, линкор пошел в Кронштадт, где и встал на ремонт.
Сам ремонт шел неоднозначно. Если пулеметы и дальномеры удалось достаточно быстро исправить (правда, несколько ДШК ввели в строй без прицелов), то с носовыми автоматами ситуация была сложнее. Артиллерийские мастерские долго раскачивались и лишь к вечеру 20 сентября с помощью крана были сняты автоматы и подгружены на баржу, стоящую у борта линкора. Но, баржа эта так и простояла на том же самом месте до 23 числа, когда она, в результате взрыва, была накрыта обломками. В итоге, автоматы были полностью потеряны.
Теперь вернемся к фотографии. На надстройке над рубкой не видно 37-мм зенитных автоматов и ограждения ходового мостика. Исходя из этого можно сделать вывод, что снимок, скорее всего был сделан 21 сентября 1941 во время отражения очередного налета немцев на Кронштадт.
Через два дня корабль получит тяжелейшую рану, и окажется буквально на краю гибели. Да, ему хватит сил воспрянуть из небытия, но жить дальше будет уже несамоходный инвалид, только числясь линкором, являясь по сути плавбатареей. От гордого линкора останется лишь память и вот эта самая, последняя, фотография...