Каждый россиянин, особенно если волею судеб ему вдруг довелось побывать в просвещенной Европе, считает своим долгом периодически возмущаться ужасающим несоответствием родной страны увиденному там, причем если начинается с обсуждения бытовой устроенности Запада, то кончается устройством политическим. Классическая фраза, сопровождающая все пьяно-кухонные либеральные задушевницы, - "вот там демократия, да, а у нас нет". И все поголовно, от интеллектуалов до грузчиков и слесарей, предлагают модели, почему же у нас такая богатая страна, и так плохо живет, у нас же что ни человек - то настоящий политолог экстракласса. И власти плохие, и добрый царь ничего не знает, и чиновничий произвол... Противостояние бюрократии и народа. Но все упор отказываются видет истинную причину. Потому что очень уж она непрезентабельна и унизительна для собственного эго. Ну да я вам ее сейчас расскажу! Дело в том, что нет никакого противостояния народа и власти. Это просто народ такой. Откуда еще берется эта власть и эта бюрократия? Их для нас кто-то другой растит?
Обратим внимание! Вся страна тотально не соблюдает законы. И тяжесть нарушений зависит только от индивидуальных возможностей, а не от внутренней законопослушности. Посмотрите вокруг. Автомобилисты как ездили как хотели, так и продолжают. Пропускать пешехода положено было всегда, но традиционно не пропускали. Вроде закон норму ужесточил - хоть кто-то начал пропускать? Нет. И, что существенно, любой пешеход, сев за руль, тут же начинает нарушать те нормы, несоблюдение которых как пешехода его искренне возмущало. Дорожная полиция (экс ГАИ/ГИБДД) ездит еще хуже, потому что искренне верит, что служение закону разрешает им больше других, а западная идея о том, что служитель порядка в первую очередь должен подавать пример этого порядка, в голову им не приходит. С милицией то же самое, и простое переименование в полицию никоим образом не перенастроит их головы на европейский лад. Скорее превратит в типичную коррумпированную полицию стран третьего мира, образцы можно найти в детской книжке про Буратино. Вы знаете, у нас есть закон, который обязывает выгуливать собак на поводке и в намордниках, а их экскременты собирать в пакетик. Но и этот закон не соблюдает вообще никто. Хотя мы вспоминаем о законе, когда его нарушение касается именно нас, но сами нарушаем без зазрения совести. Все живут на двойных стандартах. Таких примеров миллионы. Надо ли приводить еще? Думаю, нет.
Теперь о еще одном виде правонарушений - о воровстве. Не надо описывать уровень вороватости россиян, причем не только русских, а всех, вовлеченных в так называемый русский суперэтнос. На нижних социальных уровнях это именуется домовитостью и запасливостью, на более высоких - умением вертеться. Взятки, откаты, распилы - много всяких интересных бизнес-схем. Еще и восхищаемся мошенниками, которые используя букву закона умудряются обмануть систему. И никто не задумывается в этот момент, что по сути это воровство, и что украдены-то денежки, которые ты лично в виде налогов в эту кассу сдавал, и теперь и бюджетнику меньше заплатят, и расходы на медицину и образование сократят... Все пытаются обмануть всех. По-настоящему честных единицы. Считаешь себя честным? Оглянись в прошлое. Ты точно никогда не брал чужого, если оно лежало без присмотра? Ты точно никогда не тащил в дом чего-то "общественного" с работы (типа, "тут все равно пропадет, а мне пригодится")? Со строек, мимо которых проходил? Из других общественных мест? Никогда не участвовал в "осваивании" бюджета с некоторым перекладыванием благ себе любимому лично? А дальше - совершенно понятно, что когда вор растет по службе в иерархии воров, он никогда не станет поборником закона и честности, а станет, по причине большей власти и больших возможностей, только еще более крупным вором. Итак, кто-то еще чего-то серьезно ждет от такой власти, которая выросла из такого народа? Кто-то еще верит, что власть как-то отичается от своего народа?
Так расскажите, какая нам демократия при таком отношении к жизни? Когда все поголовно правонарушители. Мы демократию как-то заслужили? Не заслужили. Вот и нет ее. Все справедливо.
Теперь, описав ситуацию, попробуем понять ее причину. Откуда в нас такое катасрофическое неприятие жизни по закону?
Все это напоминает знаете что? Да маленьких деток, не ведающих еще понятий добра и зла в необходимой мере, что без присмотра взрослых начинают хулиганить. Потому что до определенного возраста внутренней дисциплины у детей еще нет. И мы нация детей, не в смысле физического возраста, нет, в смысле общенационального менталитета. Детский он.
Даже финансовая элита, каждый из которых на самом деле считает себя взрослым, на замом деле в полной мере демонстрируют все аспекты поведения наиболее крепеньких хулиганистых бутузов, которые в отсутствие воспитателей подчиняют себе малышню. И ведь они даже выстраивают некую иерархическую структуру с каким-то подобием порядка, но порядок этот сильно отличается от настоящего порядка, который возникает при наличии взрослых. Я бы лично не стал называть порядком упорядоченный произвол.
Однажды я переходил дорогу по пешеходному переходу, не оборудованному светофором. Какой-то черный тонированый мерсоджип оттормозился в самый последний момент. Так население машины не удовлетворилось тем, что чуть не лишили меня если не жизни, то здоровья, своим средством передвижения, они вышли и попытались доделать недоделанное руками и ногами. Причем один - явно хозяин, в очень солидном костюме и пальтишке, а остальные - охранники. И что, это поведение взрослого человека? Вы можете представить себе солидного европейского бизнесмена, который будет заниматься подобным? Нет, он скорее еще и образцом законопослушности на улице будет. А эти - ну просто уличная шпана, те самые беспризорные бутузы, на которых не смотрит бдительное око взрослого воспитателя. И они из народа выросли, просто понаглее, вот и побогаче, а в остальном - как все. Кстати, ровно поэтому и европейских деловых людей особенности российского бизнеса изумляют. Потому что не взрослые им заправляют - дети. Наглые и беспринципные богатые дети.
Ну и напоследок немножко о таком западном феномене как гражданский надзор. Тот самый, который призывает граждан сообщать в полицию о всех потенциальных правонарушениях. Тот самый, за который мы презираем запад, именуя его "страной стукачей".
Понятие "ябеда" воникает в детстве, и, надо отметить, в среде, где дисциплина хромает. Когда кто-то из более послушных и, как правило, более слабых детей застает менее послушных за шалостью, те, еще не обученные угрожать расправой (этот опыт придет позже), однако в совершенстве владеющие, как и все дети, техникой манипуляций, используют иные методы воздействия на свидетелей, имея целью, естественно, уберечь задницы от ремня. Вот они-то и внушают, что ябедничать - плохо. А какой малыш захочет быть плохим в глазах "крутых" сверстников, а то и детишек постарше? А потом у нас это понятие вырастает в национальную доблесть. Мы - дети до старости.
Думаю, есть какие-то и правда плохие виды доносов. Про ложные я тут не говорю, только о сообщении фактов в соответствующие инстанции. Скажем так, если кто-то не делает ничего противозаконного, но не хочет широкой огласки, а сообщение об этом кому бы то ни было является по сути нарушением законодательства, касающегося частной жизни, то, наверное, такое сообщение действительно является доносом в плохом смысле этого слова. Но во многих случаях такие звонки реально могут предотвратить что-то сербезное типа ограбления или убийства. И граждане, присматривая друг за другом, и правда могут чувствовать себя более защищенными.
Замечу, что и тут мы имеем двойные стандарты. Если правонарушение касается нас лично - понятное дело, нас возмущает апатия прохожих. Но как только мы видим это со стороны - мы тут же прикрываем свою лень (а иногда и страх) гордыми словами о том, что доносить - это нехорошо. Если кто-то нагло снимает колеса с чужой машины - наши граждане без тени смущения проходят мимо и не звонят в милицию-полицию, они же не ябеды, ябедничать плохо. А уж если кто-то ворует кирпичи со стройки или общественные скамейки из парка себе на дачу увезет - так тут еще и сопереживать ворующему будут - домовитый, какой он вор. Сами бы стащили, если б возможность была. Как на такого настучать? И даже у законопослушных - откуда в нас это чувство стыда перед вором, берущим чужое, если мы вдруг сдаем его полиции? Да оттуда - из детства.
Вот поэтому мы и не Европа.