Стамбул - Бехрамкале - Измир - Бафа - Памуккале - Кушадасы - Чанаккале
Троя, Велуса, Илион, Трува... Мало есть городов древности, наименования которых столь на слуху, как Троя? Была ли Троянская война? Если да, то осаждали ли Микенцы про-хеттскую Трою с целью получения контроля над Дарданеллами, или имел место более мелкий конфликт? Почему именно так Гомер расставил богов по разные стороны войны? Отражала ли расстановка богов их происхождение - анатолийское или греческое?
Я не надеялся сразу для себя найти ответы на все вопросы на холме Гиссарлык, что в паре десятков километров от Чанаккале и где, как уверяют, когда-то находился акрополь Трои. Но посетить это место лично мы мечтали давно.
Сразу скажу, что ехать в Трою имеет смысл, если сначала соответствующим образом подготовиться. Город неоднократно перестраивался, горел, разрушался землетрясениями и археологом-кладоискателем Шлиманом, и сейчас там не так уж много чего осталось. А оставшиеся находки в лучшем случае хранятся в археологическом музее Чанаккале, а в худшем (постойте, это - в лучшем!) за ними нужно идти в Пушкинский музей Москвы, где хранится найденный Шлиманом клад, вывезенный в свое время из Берлина как компенсация за ущерб во время войны.
А в самой Трое - немного восстановленных стен разных эпох, плохо сохранившиеся руины греческого и римского периодов, информационный центр и здоровенный деревянный конь, который компенсирует малолетним посетителям скучность табличек и видов. Да и в список наследия UNESCO руины Трои попали из-за помощи в изучении развития Европейской цивилизации и наследия Гомера, но никак не от того, что там сохранилось сейчас.
Зато, когда все девять слоев Трои не являются пустым звуком, воображение может нарисовать, как менялась цитадель, куда подходило море (сейчас до него добрый десяток километров), как дома последующих веков строились прямо поверх старых, и где, возможно, и находился "дворец Приама", и как римляне, видя в Трое свою историческую родину, одаривали ее богатыми дарами, строили храмы и театры.
Руины Трои с указанием археологических слоев. Наверное, именно в истории самой Трои, как и истории ее раскопок, кроется основная притягательность места. Для взгляда со стороны руины Трои - мало что еще, кроме нагромождения камней.
Стеснительная Афродита, найденная в Трое и сейчас хранимая в музее Чанаккале.
Археологический парк Трои...
Не знаю, привлекает ли массовый туризм Троя, ведь все-таки место известное, но при нас там был только один автобус с японцами, да и пара машин с болгарскими номерами. Поэтому атмосферу никто не портил (впрочем, торопливых японцев пришлось пропустить, пусть бегут за своим гидом).
Истории доподлинно ничего про троянского коня неизвестно, и данный экземляр возведен исключительно для развлечения детей. Забегая вперед скажу, что "Троянский конь" в Чанаккале куда круче, но его мы оценили уже в последние дни путешествия.
Собственно, музей раскопок Трои и жена Шлимана (она ведь русского происхождения?) в украшениях, найденных археологом-кладоискателем. Сегодня, как ни странно, эти украшения можно посмотреть в Москве, а тема из BBC-шного фильма в шести частях о Трое, что клад после войны смылся в неизвестном направлении - вранье. Мы не поленились и зашли в очередной раз в Пушкинский музей Москвы, фотографии из которого будут ниже.
Upd: навел справки, на фотографии - вторая жена Шлимана, София, родом из Греции
Девять цитаделей Трои.
И ландшафт археологического парка сегодня.
Кое-что из цитадели, впорчем, откопано.
И даже восстановлено и законсервировано с использованием оригинального строительного материала. Так, наверное, выглядел кусок цитадели Трои еще за тысячу лет до Троянской войны, где-нибудь в Трое I или Трое II.
Осень Трои
Где-то там располагался источник богатства Трои, порт, защищавший корабли, намеревающиеся пройти через Дарданеллы, и ожидающие попутного ветра. Море с тех пор отступило и ветер, мешавший кораблям проходить пролив, и источник процветания города на протяжении нескольких тысячелетий, стал более не важен. Отсюда и запустение когда-то богатого города, пока он, наконец, не скрылся под землей окончательно.
По всему маршруту среди руин проложены вполне удобные дорожки. Но кое-где можно и свернуть в сторону, чтобы пройтись по менее популярным местам.
Восстановленный участок древней, догомеровской, цитадели. По своему красному, кирпичному цвету, он ярко выделяется на фоне остального.
Панда в Трое.
Древний колодец, давно засыпанный землей.
Слева отчетливо видна "траншея", кажущаяся каким-то оврагом, когда Шлиман в поисках сокровищ Приама сравнял с землей часть гомеровской Трои.
А панде в Трое понравилось. Наверное, как и нам.
Кому Троя, Гомер, Ахиллес и Гектор, а кому - коз пасти надо. Вывод - всему в мире есть свое место.
Вход в древнюю пещеру сейчас замурован. И, на всякий случай, закрыт решеткой.
И уже участки более позднией Трои, Илиона.
И уже римских времен булевтерий, выполненный, как тогда строили, в форме небольшого театра.
Осмотр Трои не может быть полным без музея в Чанаккале. Вот и мы там.
Античная дева печально взирает с саркофага, как бы грустя по безвозвратно ушедшему времени древних богов и героев.
Ножка от стола.
В конце зала - статуя императора Адриана, культ которого подогревался Римом во времена империи, и который столько сделал для подъема края. Когда-то статуя стояла на центральной площади Трои-Илиона.
Керамика из Трои-Илиона.
Домашние терракотовые божества греков, которые в массовом порядке заселили западную Анатолию с упадком гомеровской Трои.
Рельеф одного из саркофагов Илиона, с Поликсеной, дочерью Приама и Гекубы, приносимой в жертву на могиле Ахилла разгневанными греками в отместку за смерть героя. Мне в этой истории более всего нравится тема, что ее призрак, говорят, явлился своему убийце, Неоптолему, во сне и... потребовал свою часть добычи от разграбления города! Действительно неисповедимы пути мысли призраков.
Продолжение сюжета.
В том же музее мы попали на временную выставку мозаик. Некоторые - вполне современные и являются переработкой картин известных авторов, как, например, эта.
Сам саркофаг с сюжетом о Поликсене.
Мозаичные вариации на тему Трои.
Древние барельефы.
И современные, но вполне там прижившиеся по духу, мозаики.
Одна из этих мозаик - древняя.
И опять барельефы...
И золотые венки победителей.
И закат где-то по пути из Чанаккале.
Солнце на юге садится быстро и небо на какие-то несколько минут взрывается разнообразными красками, прежде чем умереть и возродиться на следующий день.
Дорога в ночь.
Мы не поленились и зашли перефотать сокровища Трои, хранимые в Москве. Ввиду их большого количества, выложу позже отдельным постом.