Афины, день 4 или "Панда Харрасмент!". Мы таки дошли до Акрополя. Афины - Лутраки.

Jan 17, 2010 00:20

Перед выездом из Афин мы таки добрались до музея Акрополя, и самих Акрополя и Агоры. Оказалось, что в воскресенье проход на все археологические достопримечательности Афин просто бесплатный, стоимость входа в музей Акрополя в 1 евро можно не считать. Кстати, музей Акрополя оказался "новым", которого не значилось в путеводителе и построенным поверх раскопок древних Афин и туда была перенесена экспозиция из старого музея, ранее располагавшегося на самом Акрополе.

Акрополь  (по-гречески означает "верхний город", цитадель) возвышается над Афинами и может похвастаться храмом Парфенон (Афины Парфенос), храмом Афины Ники, Пропилеями (церемониальный древний вход в святилище Акрополя) и храмом Эрейхтеона (Афина Паллада, мифический царь Эрихтей, Посейдон). Когда-то Посейдон и Афина поспорили, кто будет покровительствовать городу. Посейдон ударил трезубцем по скале , где сейчас забил соленый источник (имхо, пафосный и бесполезный жест), а Афина сотворила оливковое дерево (вот это действительно практичный подарок!). Естественно, жители выбрали Афину, и за что я полюбил Грецию, так это за "вот оно, то оливковое дерево, а вот следы от трезубца Посейдона". Наиболее значимые экспонаты свезли в музей Акрополя, Национальный Археологический Музей, ну и Британский Национальный Музей. На самом Акрополе осталась незначительная часть барельефов и копии некоторых ценных экспонатов. Рядом с Акрополем и располагались древние Афины, и можно посмотреть на театр Диониса, римский театр Герода Аттика, остатки святилища врачевателя-полубога Асклепия и что-то еще.

Музей Акрополя показывает то мало-мальски ценное, что было снято с Акрополя и что не успели растащить англичане. Наибольший интерес у посетителей вызывают оригиналы кариатид из храма Эрейхтеона (поддерживать крышу оставили копии), множество скульптур, барельефы (эх, моя слабость). Фотографировать в музее нельзя, что и к лучшему, наверное, ведь при наплыве посетителей (а видно, на какое количество народу рассчитан музей), от щелчков затворов можно было бы оглохнуть.

Через развалины театра Диониса и театра Герода Аттика, можно пройти к самому Акрополю, где нас встретила толпа туристов, зашедших с других входов. И чем выше, тем больше японцев, такое ощущение, что они там просто живут. Наверху, в итоге, не особенно понравилось - Парфенон закрыт на перманентную реставрацию (после того, как в XVII веке в устроенный турками там пороховой склад угодил снаряд венецианцев), где-то идет какая-то стройка, где-то краны, где-то торчат какие-то металлические конструкции, где-то все просто огорожено и какой-либо сакральности там просто не ощущается. Ну и, конечно, не добавляло привлекательности то, что большинство интересного было растащено по музеям. Имхо, атмосфера святилища была бы куда более возвышенная, если бы все осталось на своих исторических местах.

Но самое главное - это панда харрасмент! Панда захотела сфотаться на фоне Парфенона. Мы ее заботливо усадили на камень, но, не успели мы это сделать, со всех сторон послышались свистки смотрителей, какие-то крики. Я, признаться, подумал, что это кому-то другому, но, на всякий случай панду спрятали. Потом попробовали еще раз - опять свистки, со всех сторон прибежали какие-то тетки, приказали панду убрать, и потребовали просмотреть сделанные снимки и снимки с пандой удалить (а то панду посадят в тюрьму, видимо). На справедливый вопрос "Почему? Ведь панде тоже хочется сделать фото на память!" ответили что типа вы должны уважать наши святые места. Ну я не знаю насчет святых мест, но на всех предписаниях, чего нельзя делать в Акрополе, про панду ничего не сказано. Тем не менее, пара фотографий панды в Акрополе чудесным образом уцелело. В итоге - Харрасмент! Ага, с большой буквы Х.

Спустились в древнюю Агору, которую раньше наблюдали лишь из-за забора. Агора оказалась очень приятным местом, "живыми", где чувствуется до сих пор былое присутствие людей и богов. Уцелевший Гефестион, одеон Агриппы с превосходными скульптурами тритонов, пусть и восстановленная,  но интересная музеем (с археологической добычей из Агоры) стоа. Многое из этого я видел впервые и воображению сложно было не разыграться. Агора - место зарождения греческой демократии. Место торговли, общения, политических споров, да и просто центр общественной жизни, и все это 2.5 тысячи лет назад. Ну и зашли в римскую Агору с ранее обфотанной башней ветров и турецкой мечетью. Внутрь башни ветров, что бы не говорил путеводитель, попасть было нельзя. Сейчас там помойка, видная в маленькую замочную скважину.

Но время поджимало и пора было ехать в аэропорт, где нас поджидал видавший виды Опель Астра, с заклинивавшей задней передачей, щелкающей дверью, но данный взамен потенциального более бюджетного Ситроена С2. Одним словом, конь боевой с ручной коробкой. Пункт назначения этого дня был курортный городок Лутраки (Loutraki), километрах в 100 от шумных Афин и недалеко от современного Коринфа. С непривычки, конечно, вспотел. Ехал в полной тишине, медленнее всех, соблюдая предписания знаков и разметки, чем затруднял дорожное движение. Приключения, на самом деле, только начинаются, ведь так, да?



Пострадавшая панда в театре Герода Аттика. В театре до сих пор устраиваются мероприятия и говорят, что он обладает удивительной акустикой. Проверить это не удалось, проход в сам театр посетителям Акрополя закрыт.



Портик Кариатид храма Эрейхтеона. Тут - копии, по большому счету аналогичные экспонируемым в пушкинском музее Москвы, в греческом дворике. Оригиналы - в музее Акрополя и в Лондоне.



Винтажные авто на улицах Афин



И совсем не винтажные, деловые коты.



Новый музей Акрополя, перед открытием.



Построенный буквально на костях...



Символ Афины мудрости - сова



Барельефы театра Диониса



На панду пока никто не нападает.



Но всяческие металлические конструкции и прочие инородные материалы изрядно порят атмосферу. Руины должны оставаться руинами. RIP.





Поднимаясь на Акрополь...



Руины святилища Асклепия и древние укрепления Акрополя.



Театр Герода Аттика







Пропилеи и святилище Афины Ники. На входе в сам Акрополь неожиданно столкнулись с группами туристов, пришедших с других сторон. Представляю, что творится там летом...





Собственно, сам Парфенон. Конечно, поражает воображение. насколько правильно математически рассчитан храм, где нет ни одной прямой линии, но который кажется как быдто вылитым гигантами по идеальным образцам. Но то ли из-за толп туристов, то ли из-за еще чего, он воспринимается не более чем здание, состоящее из камней.





Впрочем, кое-какие барельефы таки остались



Новый музей Акрополя





Напоминание о временах кентавров и героев...



Руины храма Зевса Олимпийского со стороны Акрополя





Бедный, придавленный конь, в портике Парфенона



Уцелевшая фотка панды на фоне Парфенона









Эрейхтеон, также основательно восстановленный....





Там в глубине виднеется "та самая олива"



Уже в Агоре



Остатки фресок в византийской церкви на месте старой Агоры







Гефестион



Стоа древней Агоры





Ваза с мест культа хтонических божеств







Глиняные дощечки с именами людей, которые подверглись остракизму в афинском государстве. Остракизм - временное изгнание того или иного гражданина из города путем тайоного (или не тайного?) голосования. Зачастую изгонялись весьма значимые личности типа Перикла или Фемистокла. Впрочем, при необходимости (угрозе со стороны персов), они точно также водворялись обратно на руководящие посты. Вот бы сейчас так - раз в год выбирать людей, от которых бы всем хотелось бы просто избавиться. Думаю, мир бы стал добрее, вылив океан ненависти в несколько дней.



"Долой Фемистокла!"



И Перикла! В свое времея читал, что в подобном голосовании принимали участие почти все граждане Афин, и почти все были грамотными. Вот он, античный ликбез.



Древняя машина для проведения голосования. Где-то у меня была книга, в которой описывался принцип работы.



Ну и изумительно расписанная керамика. Поначалу сложно для восприятия, но, когда привыкаешь к манере изображения фигур, можно проникнуться древним искусством. Не удержались и купили себе сувенирную вазочку (но правда уже потом, в Коринфе).









Прелесть, правда?





В Стоа древней Агоры







одеон Агриппы



Тритончик



В римской Агоре



Римская Агора



Граффити на афинских домах довольно много. К сожалению, сфотали мало.



Пакистанец, продающий какие-то игрушки на улице Афин... Признаться, не видел, чтобы их кто-то покупал, но продавцы попадаются регулярно.



Пустые полки - это место, куда утром кладутся соответствующие газеты. Как видно, они быстро разбираются жителями.





Вечер в Лутраки, небольшом курортном городке. Две главных улицы. но много рыбных ресторанов, сувенирных магазинов и, почему то, магазинов с шубами и надписями на русском.



Набережная Лутраки... В это время года там немноголюдно, но страшно представить, что может быть, когда все многочисленные отели, расположенные вдоль гланых улиц, будут заполнены. Нам повезло и мы жили в уютном небольшом отельчике с балконом, выходящим на море, но парковку в округе в сезон найти - это будет настоящий ад, почище чем в Москва-Сити.







travel, greece dec2009-jan2010, 2009, greece

Previous post Next post
Up