Так кто же в США пострадает от налогов на китайские товары?
Тарифы Байдена на китайские товары - это конец эпохи дешевых китайских изделий.
Поступок президента по защите стратегических отраслей производства от дешевой конкуренции направлен на увеличение количества рабочих мест, но потребителям могут не понравиться издержки.
Президент Байден подписывает указ о введении новых тарифов на китайские товары, включая 100-процентный налог на электромобили. Кредит… Дуг Миллс/Тһе New York Times
В течение первых двух десятилетий XXI века многие потребительские товары на полках американских магазинов подешевели. Волна импорта из Китая и других стран с развивающейся экономикой помогла снизить стоимость видеоигр, футболок, обеденных столов, бытовой техники и многого другого.
Этот импорт вывел из строя некоторые американские фабрики и лишил работы миллионов. Магазины скидок и интернет-магазины, такие как Walmart и Amazon, процветали, продавая дешевые товары, сделанные за границей. Но избиратели восстали. Уязвленные закрытыми заводами, разрушенной промышленностью и длительной стагнацией заработной платы, американцы в 2016 году избрали президента, который поклялся нанести ответный удар по Китаю в области торговли. Четыре года спустя они избрали другого.
Бывший президент Дональд Трамп и президент Байден предпринимали отдельные, но пересекающиеся усилия, чтобы возродить и защитить американские заводы, сделав покупку китайских товаров более дорогой. Они облагали налогом импорт в старых отраслях, которые были вытеснены за последнюю четверть века, таких как производство одежды и бытовой техники, и в новых отраслях, которые с трудом развиваются в условиях глобальной конкуренции с Китаем, например, производство солнечных батарей.
Принятое 14 августа 2024 года Байденом решение о кодификации и эскалации тарифов, введенных г-ном Трампом, ясно показало, что Соединенные Штаты завершили длившуюся десятилетиями эпоху, когда торговля с Китаем была выгодной, а преимущества более дешевых товаров ценились выше потери географически сконцентрированных рабочих мест в обрабатывающей промышленности. Одна тарифная ставка воплощает это завершение: 100-процентный налог на китайские электромобили, которые стоят менее 10 000 долларов за штуку и уже появились в шоу-румах по всему миру, но с трудом преодолевают государственные барьеры на американском рынке.
Когда-то демократы и республиканцы объединили усилия для экономического сотрудничества с Пекином, руководствуясь теорией, что Америка выиграет от передачи производства на аутсорсинг в страны, которые могут производить определенные товары более дешево, в том числе за счет низкой заработной платы своих рабочих. Экономисты знали, что некоторые американские рабочие потеряют работу, но они утверждали, что экономика выиграет в целом, предлагая потребителям недорогие товары и освобождая компании для инвестиций в более дорогие отрасли, где у Соединенных Штатов есть инновационные преимущества.
Сейчас партии соревнуются в том, чтобы разорвать эти связи. Законодатели занимают все более жесткую позицию в отношении трудовых отношений в Китае, кражи интеллектуальной собственности у иностранных компаний и щедрых субсидий для заводов, которые производят гораздо больше, чем могут купить китайские потребители.
Неясно, какая новая эра формирования политики возникнет благодаря этим политическим стимулам: Стратегическая промышленная политика г-на Байдена, отход г-на Трампа к более замкнутой внутренней экономике или что-то совсем другое. Также неясно, будет ли американская общественность, все еще оправившаяся от самого быстрого всплеска инфляции в стране за последние 40 лет, терпеть боль, которая может сопровождать переход.
Линия по производству стиральных машин на заводе в Циндао, Китай. Бывший президент Дональд Трамп и президент Байден облагали налогами импорт, наносивший ущерб таким отраслям, как производство одежды и бытовой техники.Credit…Agence France-Presse - Getty Images
“Старый консенсус распался, а новый не возник”, - говорит Дэвид Аутор, экономист из Массачусетского технологического института, который помог возглавить новаторские исследования того, что стало известно как “китайский шок” начала 2000-х годов, когда принятие Китая во Всемирную торговую организацию помогло уничтожить рабочие места в обрабатывающей промышленности во всем развитом мире.
Но потребители и избиратели, предупреждает г-н Аутор, “не могут получить и то, и другое. “Вы можете пойти на компромисс. Весь мир - это компромиссы. Если вы хотите добиться того, чтобы США сохранили и вернули себе лидерство в этих технологических областях, вам придется платить больше. И не факт, что это сработает”.
Несмотря на взаимное одобрение форм протекционизма, г-н Байден и г-н Трамп предлагают избирателям контрастные взгляды на то, как американская экономика должна взаимодействовать с Китаем в их предвыборной борьбе.
Г-н Трамп хочет разрушить торговые мосты между двумя крупнейшими экономиками мира и резко ограничить торговлю в целом. Он пообещал повысить тарифы на весь китайский импорт, отменить статус “наиболее благоприятствуемой нации” в торговле, который Конгресс предоставил Китаю в конце правления Клинтона, и полностью запретить некоторые китайские товары. Он введет новые налоги на весь импорт со всего мира.
Г-н Трамп прямо заявляет, что Китай будет оплачивать стоимость этих тарифов, а не потребители, хотя подробные экономические исследования противоречат ему. Но Роберт Лайтхайзер, его бывший торговый представитель, который остается влиятельным лицом в торговых дискуссиях г-на Трампа, в конце прошлого года заявил журналистам New York Times, что стоит обменять повышение потребительских цен на увеличение занятости в обрабатывающей промышленности.
“Есть группа людей, которые считают, что потребление - это конец”, - сказал г-н Лайтхайзер. “А я считаю, что производство - это конец, а безопасные и счастливые сообщества - это конец. Вы должны быть готовы заплатить за это определенную цену”.
Г-н Байден отвергает предложения г-на Трампа как слишком широкие и дорогостоящие. Он хочет построить защитную крепость вокруг стратегических отраслей, таких как чистая энергетика и полупроводники, используя тарифы и другие правила. Г-н Байден также осыпает компании в этих секторах миллиардами государственных субсидий, в том числе на технологии зеленой энергетики в рамках Закона о снижении инфляции.
Ещё многа буков.