Отмена крепостного права во Франции произошла вчера.

Jan 24, 2018 00:29

То есть 23 января. Правда в 1318 году.

Король Филипп Пятый отпустил своих сервов на волю.
Им руководил тот же самый интерес, который побуждал французских монархов давать свободу городам - уменьшить влияние и мощь феодальных баронов, имеющих в своём владении много рабов.

Папа Грегуар Великий уже проводил тот же эксперимент в конце VI века, предоставив волю некоторым из своих крепостных, ибо, как он считал: «Наш Спаситель Небесный изволил принять человеческий облик, чтобы разбить, своей божьей милостью, цепи, державшие нас в неволе, дабы мы смогли вернуться к своей первоначальной свободе. Посему спасительным действом явится и возврат к свободе людей, путём рукоположения, которых природа создала свободными, а они страдают под игом рабства из-за закона людей. »

Примерно теми же идеями руководствовались и другие правители до Людовика X - он правил страной с 1314 по 1316, даруя волю « во имя любви к Богу и спасения души. »
Церемония рукоположения происходила в церкви и являлась торжественным религиозным актом. Человек, которому давали свободу, подводился к главному алтарю, держа в руках зажженный факел, произносились слова, дарующие ему свободу. Часто сеньор давал волю, когда был на смертном одре или делал завещание.
Таким образом он спасал свою душу.



Людовик X Сварливый (старший брат Филиппа V) отпускает рабов на волю в 1314 году. Литография.

Дух феодальной системы не благоприятствовал освобождению подневольных. По установившемуся обычаю вассалу не было дозволено уменьшать ценность феодального надела, так как тем самым наносился ущерб сеньору, от которого вассал получил имение. Непосредственно владевший крепостными вассал не мог осуществлять освобождение рабов. Надо было подниматься вверх по авторитарной цепочки, вплоть до самого короля.


Процедура была громоздкой и долгой. Если слуг часто отпускали волею хозяина, то приписанных к земле крестьян освободить было не так-то просто.

Но, несмотря на все трудности, крестьяне потихоньку обрели свободу. Римская католическая церковь видит в этом свою немалую заслугу. В XII веке папа Александр III публикует буллу об общей свободе рабов. Однако представляется, что это был всего лишь благостный призыв к пастве, а нужен был закон. Поэтому рабство фактически продлилось ещё несколько веков.
Мощь феодалов, которой они часто пользовались для нарушения общественного порядка основывалась на числе принадлежащих им сервов. Эти последние, кстати, зависели прямо от своих хозяев и с государством никак не были связаны. Таким образом, всё то, что способстовало прогрессу в деле личной свободы, помогало также снизить влияние крупных латифундистов, представлявших прямую опасность для короля. А максимально большое количество свободных людей могло бы служить защитой монарха.



Филипп V Длинный

Поэтому нет ничего удивительного в том, что суверены озаботились освобождением своих подданных.



Свободные крестьяне XIV века танцуют вокруг "майского дерева". Хромолитография 1930 года.

Теперь понятно, почему Франция с Англией, где в ХIII веке уже парламент был, находятся сейчас там, где они находятся?
И почему Россия, освободившая своих работ, если кто забыл в 1861 году находится там, где она есть?

Франция

Previous post Next post
Up