Частичное или полное использование материалов возможно только с указанием ссылки на
Монтессори-клуб-СПб.
Декабрь, 2, 4, 6, 9, 11, 13, 17, 18, 19, 20, 21, 24, 30.
2. Работает хорошо. Спит каждый день. 13. Очень оживилась, принимает участие в общих играх. Спать больше не ложится. Любимые упражнения мотушки и ткани. В цветах разбирается гораздо лучше: не отличает только светло-зеленых от светло-голубых и светло-лиловых; тоже с красными и розовыми. Любит упражняться с завязанными глазами: ткани, кубики и кирпичики, цилиндрические вкладки. Осязательные упражнения, повидимому, доставляют ей удовольствие. Любит уроки номенклатуры, часто просит „поучиться”. Усваивает хорошо слова (толстый - тонкий, большой - малый и проч.). Уроки тишины проводит очень хорошо: сидит очень спокойно, слышит едва уловимый шепот (имя), встает и выходит бесшумно, идет медленно и уравновешенно.
17. Обнаружилось, что Шура совсем не умеет считать. Пересчитывая за игрой детей, считает так: 11, 15, 17, 18. Я положила перед Шурой три кубика и попросила сосчитать их. Она считала так: один, пять, семь. 19. Научилась со мной считать до трех (на кубиках). На просьбу дать мне один кубик - дает один, два - дает один, три - опять-таки один. 20. Научилась считать до 5. 1, 2, 3 кубика подает верно, 4 - дает то 2, то ,3. 24. Научилась считать до 5. 1, 2, 3, 4, 5 кубиков подает верно. 30. Научилась считать до 6.
Принялась за вкладки. Ощупывает очень точно и фигуры и ячейки. Упражняется с карточками № 1 и 2. Довольно хорошо видит формы: ошибается только в многоугольниках.
Январь 1919. 19, 20, 21, 22, 25, 27, 29, 31. К концу месяца (25) начала работать с постоянством. Предметы работы: рамки, цветные мотушки, счеты, буквы. Упражнения доводит до конца и часто повторяет. Работает самостоятельно: с вопросом „а теперь что мне делать?” больше не обращается. Не обращает внимания на мешающих и работает сосредоточенно. Бывает, что, отвлеченная чем-нибудь посторонним, принимается вновь за прерванную работу. С работой, которая приняла привычный характер, поведение резко изменилось: не плачет, не просится домой, не жалуется, ждет терпеливо материала, желательного ей для работы и занятого кем-нибудь другим из детей. Во время работы и после работы - спокойно удовлетворенное состояние духа. Охотно и радостно делится результатами своей работы с руководительницами. Общий тип работы такой: вначале рабочего утра - работа легкая, хорошо знакомая (рамки, цилиндрические вкладки, хроматические упражнения, ткани и проч.), после некоторого отдыха, как бы раздумья, работа более трудная, еще мало знакомая (счет, буквы) и, наконец, после короткого интервала полного покоя, еще более трудная, новая (письмо), или же работа в коллективе. Послушание безусловное. Тишину соблюдает идеально. Движения уравновешены.
В общем, очень развилась; в цветах разбирается гораздо лучше: четыре цвета (красный, синий, зеленый и оранжевый) раскладывает по шести без ошибок. Научилась считать до 10 во всех комбинациях. После двухнедельного ощупывания букв (каждый день) начала писать буквы и очень скоро перешла на слова (имена товарищей - по слуху). Принимает живое участие в общих играх.
Февраль, 3, 5. Март, 10,12,15,17, 22. С 6-го февраля по 10-ое марта болела коклюшем. Похудела и побледнела. Продолжает прогрессировать в том же духе. Пришла в школу после месячного отсутствия так, как будто ушла вчера. Работа - привычка: все утро в работе; с большим интересом упражняется с плоскими вкладками и карточками, хорошо разбирается в формах, знает названия нескольких геометрических фигур, пишет буквы и слова, занимается счетом. Выказывает живой интерес к работе товарищей: часто по окончании своей работы сидит подолгу в созерцании чужой работы. Очень хорошая дежурная.
Апрель, 4, 5,12,16,17, 25, 26, 29. Начала складывать слова из подвижного шрифта; списывает сложенные слова в тетрадку. Любит ощупывать буквы с завязанными глазами. Часто упражняется на длинной лестнице: считает до 10 очень хорошо, знает цифры. Пишет цифры в тетрадке с увлечением. Май, 1, 3, 9, 14. Июнь, 6. Каждый день проверяет буквы, ощупывая их с завязанными глазами. 3. Сегодня сказала мне: „Я знаю всю коробку, только три (э, х, ы) не знаю”. Хорошо складывает слова на слух и по картинкам. Начинает читать билетики. Списывает слова с билетиков. Весела, общительна, ласкова, ко всем относится с большим дружелюбием.
Рисование. Ноябрь- декабрь - январь. В самом начале, получив бумагу и карандаши, стала рисовать свободно: нарисовала домик с какими-то флагами, и это был первый и единственный (у нас) свободный рисунок. Рисовала не много, так как рано уходила домой. Только в январе стала рисовать больше: обрисовывание вкладок, прописных букв, закрашивание готовых контуров. В последнем высказывает очень мало наблюдательности в хроматическом отношении: дома ярко-красные, крыши и окна ярко-синие и зеленые, деревья оранжевые и синие и т. п.
Март - апрель - май. Комбинации (орнаменты) из вкладок, обрисовывание прописных букв, раскрашивание контуров. Сделала успехи: штрихи свободные и уверенные, подбор цветов довольно гармоничный, при раскрашивании контуров выбирает орнаментальные рисунки.
V. Наташа В. 7 л.1. - Из интеллигентной семьи. Мы приняли Наташу в Детский Сад из-за маленького (3 г.) брата, который без нее не мог ходить к нам. Дома, как и у многих теперь, тяжелые семейные обстоятельства, и девочка серьезна не по годам. Изящная, хорошо воспитанная. Умственно мало развита, читать и писать, когда поступила, совсем не умела. Поступила 22 ноября.
Ноябрь, 24, 27, 29. Повидимому, дома очень плохо питается: в школе ест все с большим аппетитом. К материалу относится с живейшим интересом: цветные таблички, плоские вкладки, наждачные буквы. Под музыку ходит неритмично.
Декабрь, 2, 6, 9, 11, 12, 16, 17, 19, 20, 23, 24, 26. Весь материал. Больше всего интересуется плоскими вкладками и карточками. Ошибается в прямоугольниках и многоугольниках. Одна из всех детей знает оранжевый цвет: обнаружилось в общей игре с цветными табличками. После частых упражнений с наждачными буквами писала два дня буквы; названия букв усвоила быстро (дней в 10). Складывает несложные слова из голубых и розовых букв: хорошо слышит, иногда пропускает гласные. После двух - трех дней подобных упражнений стала писать слова (доска, стол, стул и т. п.). Усвоила себе такой порядок в работе: складывает слово, подбирает все наждачные буквы, входящие в это слово, ощупывает их с закрытыми главами и затем пишет слово несколько раз. Пишет буквы ровно, четко и поразительно похоже на наждачные. Пишет также и прописные буквы. С удовольствием и большой охотой несет житейские обязанности. Очень любит ухаживать за растениями, кормить рыбок. Послушна, вежлива, внимательна к маленьким и к нам. Очень сдержанна; никогда не ласкается.
26 дек. На елке. Прижалась к Н.: „Ах, сегодня так весело, так весело!” Это было в первый раз: проявление радости и ласки.
Январь 1919 г., 19, 20, 25, 27, 29, 31. Читает карточки рукописного шрифта, пишет слова, упражняется в счете (метровые палки, счетные ящики); хроматические упражнения: хорошо разбирается в цветах и тонах.
Февраль, 5, 7, 12, 14. Работа - привычка. Работает сосредоточенно и длительно. Когда на доске появляется сигнал: „Убирайте вещи”, с трудом отрывается от работы. Делает легкие задачки (примеры) на сложение до 10. Сама придумывает задачки.
Март, 10,12,15,17, 20, 22, 24, 25, 26, 29. Больше всего увлекается письмом. Она не бросает работы даже тогда, когда надо „убирать вещи”. 10. Надо было убирать вещи. Наташа подошла ко мне: „А я еще не дописала, мне хочется кончить.” - „Ты можешь кончить.”- Она писала все время, пока дети убирали и наступил момент тишины. Работа была окончена. При чтении карточек она не берет ни картинок, ни игрушек (номенклатуры); она просто читает карточку за карточкой и так же пишет. Она вступила теперь на путь настоящей серьезной работы и не хочет терять времени на пустяки. С легкостью и точностью складывает фразы из подвижного шрифта; читает свободно и плавно писаный и печатный шрифт; списывает слова и фразы с билетиков. Начинает самопроизвольно выражать письменно свои мысли и чувства, большею частью относящиеся к нашей школьной жизни. Напр., „много детей”; „я очень люблю Н.”; „Н. любит нас”; „я люблю школу”; „сегодня у нас много гостей”; „этот цветок лиловый”; „на улице холодно, а у нас тепло; „сегодня к нам в школу пришел Саша, которого я и Валя очень любим”, и т. п. У нее вырабатывается желание сделать работу как можно лучше, и она с большим терпением переделывает работы по два, по три и больше раз, добиваясь совершенства. 25. Списала девять билетиков (из десяти) „Когда окончу, перепишу еще раз те, которые плохо вышли”.
1) Дневник этой девочки, собственно переросшей уже детский сад, я привожу здесь, как доказательство того, что материал Монтессори пригоден пока во многих случаях и для детей более старшего (школьного) возраста, не прошедших Детского Сада, в особенности цветные таблички, геометрические вкладки и относящиеся к ним карточки, а также весь материал, касающийся грамоты и счета. У меня собраны все рисунки и письмо Наташи и записан подробно весь ход ее умственного развития. Здесь я привожу дневник в сокращенном виде.
Апрель, 1,14,16,17, 25, 26, 29. 1. Переписывает карточки, которые „плохо вышли” по два и по три раза. До сих пор мало интересовалась счетом. Теперь начинает все чаще и чаще упражняться в счете. Работа - привычка. Послушание безусловное. Состояние духа - ровное, покойное, удовлетворенное. В меру веселая, приветливая. Хорошее отношение к товарищам. Справедлива, правдива и честна безукоризненно. Дурные поступки товарищей: драка, обман, брань, глупые слова глубоко возмущают Наташу. В обычной школе, быть может, ее назвали бы фискалкой, но у нас этого быть не может. Она прекрасно знает, что у нас нет никаких наказаний, и если она говорит нам о дурном поступке того или другого ребенка, то это от возмущения духа или же желания узнать, действительно ли это так плохо, так как в этом отношении (плохого поведения) она до крайности щепетильна. Самолюбива и обидчива, но старается этого не показывать. Очень сдержанна, редко ласкается. Часто высказывает сдержанно, но глубоко свою любовь к Н.
Май, 1, 3, 25. Работа. Работа - привычка. Работает сосредоточенно и с постоянством. Больше всего любит писать и рисовать. Работу всегда доводит до конца. Часто повторяет одно и то же. Особенности в работе: нерешительна - обдумывает, обращается с вопросом, если сомневается, и, только вполне удовлетворившись в своих возможностях, приступает к работе. Одной и той же работой может заниматься два, три дня подряд. Работает сосредоточенно, не обращая внимания на мешающие стимулы. За прерванную работу не по своей воле, а причиною извне, всегда берется вновь, когда мешающая причина устранена.
Поведение. Полный порядок всех действий; спокойное, удовлетворенное состояние духа, живая деятельность, умеренное веселье, хорошее расположение к товарищам, интерес к их работе.
Послушание. Послушна безусловно.
Отличительные черты характера. Застенчива, самолюбива; отсутствие юмора (не понимает шуток и сердится даже тогда, когда шутка не к ней относится). Крайне честна и справедлива до нетерпимости (часто возмущается малейшим проявлением беспорядка в других детях). Очень сдержанна.
Умственное развитие. Различительные способности развились до тонкости: 1. Узнает все геометрические фигуры безошибочно (наложение деревянных фигур на карточки всех трех серий). Различает наощупь с закрытыми глазами все знакомые ей геометрические фигуры на карточках первой и второй серии (ощупывает двумя пальцами контуры). 2. Знает названия многих геометрических фигур; узнает и называет их на карточках всех трех серий. 3. Знает названия всех цветов.
Все приобретенные навыки и знания умеет приложить к окружающей обстановке; она видит и узнает знакомые формы, размеры, цвета, отчасти и звуки. „Открытия’ в окружающем ее мире доставляют ей истинное наслаждение: она всегда радостно делится ими с нами (случай с открытием спектра см. выше).
Анализ слов. Складывает слова с легкостью и быстротою даже очень сложные, как традесканция, цеперария (названия цветов), распоряжение и проч.
Пишет красиво и грамотно. Списывает без ошибок. Умеет ясно выражать свои мысли.
Чтение. Читает свободно писанный и печатный шрифт. Прочитанное (карточки) понимает, о непонятном всегда спрашивает об’яснения. Легко заучивает наизусть коротенькие стихотворения.
Счет. Считает последовательно до 100. Пишет числа до 100 (четко и красиво). Складывает двузначные до 20 (письменно и устно), отнимает однозначные до 9 (письменно и устно).
Речь. В общем, хорошо развита. Дефектов произношения нет. Легкое грассированье (повидимому, наследственное, а может быть подражательное - мать и бабушка).
Рисование. Первое время (ноябрь - декабрь) рисовала много от себя: какие-то собственные измышления (в общем, что-то бесформенное и бессодержательное). Эти рисунки она любила об’яснять, как, напр.: „Это будто цветы, будто люди, так не цветы и не люди” или „девочка в саду поймала солнышко и катит его по дорожке.” Видно, что ей вложили это дома, любуясь, вероятно, „богатой фантазией” ребенка. К концу декабря принялась за вкладки и страшно увлекалась сначала простым обрисовыванием геометрических фигур и заполнением их контуров штрихами. Целые страницы, заштрихованные сплошь, служат тому ясным доказательством. По мере того, как у нее появляется все больше и больше рисунков из вкладок, свободные отходят на задний план, и желание об’яснять их исчезает само собою.
В январе свободные рисунки прекратились совсем. Появились комбинации из геометрических фигур, которые становятся все сложнее и сложнее. Так продолжается и в феврале и в марте. Штрихи становятся все увереннее и легче, подбор цветов гармоничнее. В раскраске готовых контуров высказывает достаточную наблюдательность в хроматическом отношении: небо синее или лиловато-розоватое („вечером”,- говорит она), трава зеленая, стволы у деревьев коричневые и т. п. Выражает стремление к повторению одного и того же рисунка. В апреле начинают появляться вновь свободные рисунки, но уже совсем иного характера:, рисунки гораздо больше оформлены и закончены, содержание их взято из окружающего по впечатлению натуры или по памяти. Видно, что девочка задается определенной целью и отдает себе ясный отчет в том, что видит. Неопределенное фантазирование, когда ребенок, беря карандаш и бумагу, начинает что-то измышлять, не зная, что из этого выйдет, и стремление рассказывать, об’яснять набором слов свои измышления исчезли окончательно. Это проявление не только исчезло, но девочка с пренебрежением относится к прежним упражнениям: найдя как-то совсем старые рисунки (свободные), она с неудовольствием сказала: „Какие глупости я рисовала, точно маленькая”. Когда я попросила ее отдать их мне на память, она покраснела и с живостью возразила: „Ах, нет, лучше выбросить.” Потом, подумав и не
желая мне отказывать (дети всегда и с самой большой готовностью отдают нам свои работы) решила: „Хорошо, возьмите, только никому не показывайте.”
Эта самокритика очень характерна вообще для наших детей. У наших же детей никогда не является желания выставлять свои работы, вешать их на стены, как это принято во многих Детских Садах. Мы их к этому никогда не приглашаем, а у самих у них заложено скорее целомудренное стремление спрятать свои попытки, а не выставлять их на показ. Мало-по-малу у них вырастает сознание, что украшением могут служить лишь вещи совершенные. Случались редкие поползновения выставлять работы со стороны детей, пришедших к нам из другого Детского Сада или поощряемые к этому дома, они никогда не получали отказа, но, встречая полное равнодушие к такому факту со стороны других детей и не находя никогда подражателей, скромно убирали свои произведения и забывали свои стремления.
В мае и июне Наташа все больше и больше рисует от себя, но не оставляет комбинаций из геометрических фигур. И в том, и в другом случае она прогрессирует. В начале ходила под музыку неритмично. Мало-по-малу ритм становился правильнее, в мае, июне сделала в этом отношении большие успехи. Музыкальный слух слабо развит: одна поет неверно. Слушать музыку и пение очень любит. Узнает знакомые мелодии (песенки без голоса, лишь наигрываемые на фортепиано). Есть любимые песни. Больше всего ей нравятся маленькие прелюдии Баха, исполняемые на фисгармонии.
Осенью Наташа должна была уйти в школу, и так жалко было отпустить ее из Детского Сада...!