Частичное или полное использование материалов возможно только с указанием ссылки на
Монтессори-клуб-СПб.
Осенью 1918 года, как я уже описывала, мне пришлось работать в двух Детских Садах. В первом (на Шпалерной) все время находились дети исключительно интеллигентных родителей, и лишь в 1917-1918 году к ним прибавилось несколько (трое, четверо) детей пролетарских. В Детском же Саду на Офицерской были преимущественно дети пролетариев и только несколько (7, 8) детей интеллигентных.
Детский Сад открылся в начале (2-го) ноября и продолжался до половины
июля. Число детей колебалось от 30 до 40. Благодаря исключительным условиям жизни, элемент был очень текучий, особенно вначале (до января): одни выбывали, другие прибывали. Постоянное ядро - поступившие в начале ноября и посещавшие детский сад до конца - выразилось в числе лишь двенадцати человек. Число посещений каждый день от 20 до 32 человек.
Центр тяжести моих наблюдений я перенесла в этом году (1918-1919) в Детский Сад на Офицерской. Благодаря тому, что я и моя помощница жили при Детском Саде, мне технически было удобнее работать в этом направлении. Для каждого ребенка у меня была особая тетрадка, в которую я заносила мои наблюдения. Таких тетрадок было у меня 35 (по числу детей)1, но более или менее полных дневников оказалось 21: 12 дневников о постоянных детях (от ноября до июля) и 9 поступивших в течение декабря и января. Пять дневников, наиболее характерных, я привожу здесь, как добавление: трех мальчиков (3 л. 3 м., 4 л., 4 л 9 м.) и двух девочек (5 и 7 л.).
1. Федя С. 3 г. 3 м. (брат Володи С, описанного выше). - Поступил 21 января. Маленький, коренастый, крепко сложенный, ноги слегка искривлены, голова большая, с выдающимся затылком и очень заметным провалом между лобной и темянной костями. Ходит качаясь, бегает довольно быстро, но часто падает. Говорит хорошо для своего возраста, но с нами не разговаривает, только кивает головой. С детьми разговаривает лишь изредка. Я подслушала его разговор с матерью. Федя - любимец матери: он родился после смерти отца, и она не захотела ни за что отдать его в интернат (все остальные ее четверо детей живут по интернатам).
Январь 1919 г. 21, 31. Сидит неподвижно на стульчике, ничем не интересуется, но вполне спокоен, иногда улыбается. Ест грязно, в уборную не просится. На зов не откликается.
Февраль, 3, 7, 12. Федя часто кривляется, что-то из себя изображает, стараясь обратить на себя внимание других детей и взрослых. Повидимому, дома мать и старшие брат и сестра культивировали в нем эту черту. Это видно по их обращению с мальчиком, когда кто-нибудь из них приходит взять его домой. Весел, покоен. Очень любит перетаскивать стулья с места на место. То же проделывает и с кубами, но башню строит неправильно.
Март, 26. Апрель, 1, 4, 12, 16. Очень кривляется. Стал разговорчивее. Иногда мешает другим детям работать. С материалом (кубы и призмы) возится часто, просто перетаскивая их с места на место и складывая в одну кучу без всякого порядка. На зов не откликается. В конце апреля заболел корью и вернулся в школу только 22 мая. В первые дни часто плакал и много спал. Ест с большим аппетитом. Стал лучше справляться с ложкой и салфеткой.
Июнь. 11, 12, 18, 24, 28. Начинает работать: каждое утро самостоятельно берет бруски и сидит подолгу (до 30 мин.). Толстые цилиндрики старательно втискивает в узкие ячейки, высокие заколачивает кулачком. Сегодня (11-го) проявил желание заниматься в группе, когда я стала работать с несколькими детьми по их желанию (сравнивание кубов и призм). „И я хочу, и я”, - тихо сказал Федя, дернув меня за юбку. - Слушает внимательно пение, ходит под музыку. После завтрака спит до самого конца дня (до 4 часов). Кроме брусков берет часто рамки с пуговицами. На зов откликается. Спокоен, весел. Часто обращается ко мне с улыбкой и какой-нибудь шуткой. В нем есть какой-то врожденный юмор; теперь он принял приятные формы, и Федя больше не кривляется. Хорошо говорит (у матери хорошая речь).
1) В то время, когда детей было 40, пятеро из коих были в Детском Саду лишь по несколько дней. Год был крайне тяжелый, и четверо (правда пробывших очень недолго в Детском Саду) умерли.
28. Все дети рисовали. Федя взял брусок на высоту и сидел с ним минут 15. Теперь он уже не заколачивает кулачком высокие цилиндрики, а долго присматривается к ним, измеряя глубину ячеек пальцами и, поставив неверно цилиндрик, спешит тотчас же исправить свою ошибку. Посидев спокойно с минутку, он потянул к себе лежащий рядом лоток со вкладками. Он сидел с ним 20 мин. Я сидела рядом (Федя не обращал на меня никакого внимания) и следила за его работой по часам. Он вставлял треугольник (равнобедренный) в его ячейку в течение четырех минут, овал - двенадцати минут (узкой стороной прикладывая к широкой стороне ячейки). Повернуть фигуру он так и не догадался. Старался усиленно втиснуть фигуру в ячейку, серьезный, сосредоточенный. На мгновения он отводил глаза куда-нибудь в сторону, но руки (правой) от фигуры не отнимал. На подходящих к нему детей он не обращал никакого внимания, моего присутствия как будто и не чувствовал. Когда втиснуть фигуру ему не удалось он приподнял рамку, перевернул ее и положил на место, и тогда фигура вдруг вошла в рамку. Он долго (с минуту) серьезно смотрел на результат своей работы. Потом вынул фигуры и повторил упражнение еще в течение 10 мин. с большим успехом, но с овалом провозился 5 мин. и опять вложил фигуру, приподняв и перевернув рамку. Формы глазом он не различает: вставляет овал в круг, ромб в треугольник и обратно и т. д. Так же усиленно старался он втиснуть прямоугольную трапецию в ячейку, прикладывая прямую сторону к косой. Когда Федя окончил, я спросила его: „Ты устал?” Он улыбнулся и кивнул головой. Он действительно устал, но эта усталость была хорошая, лицо его выражало удовлетворение: он устал только физически. Раньше Федя совсем не рисовал. В начале июня, когда другие дети садились рисовать, он тоже усаживался с кем-нибудь из старших детей и одним карандашем чиркал на бумаге какие-то маленькие неправильной формы кружочки. Потом стал мазать длинными неправильными штрихами цветными карандашами, предпочитая всем другим красный каранадаш. Однажды (в конце месяца) он, подражая соседу, взял железную рамку, и положив ее на бумагу, обвел карандашем ячейку овала. Подняв рамку и увидев овал, начерченный красным карандашем, он страшно обрадовался и повторил свой опыт сначала с тем же овалом, а потом и с другими фигурами.
2. Толя П. 4 г.- Сын вдовы - работницы типографии; мать Толи очень еще молодая, симпатичная, хорошо грамотная, стремящаяся к образованию женщина. Кроме Толи есть еще девочка, 7 лет. Детей очень любит и разумно к ним относится. Толя (Анатолий) очень маленький, очень худенький, с остреньким, выразительным личиком; очень подвижной, юркий. У нас он называется „мальчик с пальчик”. Сложен нормально, слабые признаки рахита, худ и малокровен. Поступил 25 декабря.
Декабрь, 30. Январь 1919 г. 17, 20, 21, 22, 31. Первые дни (почти месяц) до 20-го января Толя ничего не делал; в рабочее утро беспорядочно сновал по комнате, переходя от одного столика к другому, хватая то один, то другой предмет и ни на чем не останавливаясь хотя бы на пять минут. Первые пять-шесть дней не отходил от старшей сестры Нины, которая была у нас некоторое время в Детском Саду, не давая ей работать и требуя, чтобы она его занимала. На зов не откликался и совсем не слушался. 20-го января у меня записано: „Когда дети принялись за работу, Толя сначала мешал Нине (сестре) упражняться с цветными табличками. Потом вдруг засмотрелся, как Володя строил лестницу (широкую), и принялся сам за упражнение. Он построил три лестницы (широкие) и потом долго одну высокую, принося из шкафа призмы по одной и внимательно разглядывая каждую. Это было в первый раз. Толя провел за работой более получаса. После работы ничего больше не делал, ходил по классу, выбегал в другую’ комнату, но никому не мешал, а к Нине не приставал”.
С этого дня Толя стал прогрессировать в работе, в поведении и послушании. Любимые упражнения - цилиндрические вкладки и весь материал, относящийся к размерам (призмы, кубы, палки). Работает длительнее, упражнения повторяет. Очень любит упражняться с завязанными глазами. Когда попробовал в первый раз, был в восхищении, радостно смеялся и повторил упражнение восемь раз. После работы весел и радостно настроен. На зов откликается часто. Начинает слушаться.