Продолжение

Dec 30, 2006 13:21

Частичное или полное использование материалов возможно только с указанием ссылки на Монтессори-клуб-СПб.

Очень хорошо штрихует: штрихи свободные и легкие. Цветные карандаши выбирает обдуманно. Раньше, чем начать штриховать, старается понять рисунок (если штрихует готовые контуры). Я часто спрашивала его, что здесь нарисовано. Мальчик об’ясняет точно. Если это орнамент, он старается разобрать, из каких, знакомых ему, геометрических фигур он составлен, и когда ему это удается, очень радуется. В самом начале своего пребывания в детском саду рисовал свободно (дома, поезда и пароход) но недолго. Скоро принялся за составление орнаментов из вкладок и готовые контуры. Мать Олега рассказывала мне, что в первые школьные дни он сказал ей: „Один урок очень трудный, - нужно там рисовать, чтобы не вылезать ни туда, ни сюда” (за контуры). Никто ему этого не говорил. Контуры рисунка сами вложили в его сознание необходимость держаться в границах. Я спросила его недавно: „Трудно тебе так рисовать, чтобы не выходить за линии?” - „Нет, совсем легко”, - ответил мальчик. И действительно, он делает это очень уверенно. В последние дни стал опять немножко рисовать от себя. Рисует дома и цветы. Рисунки оформлены и закончены. Начинает писать буквы и слова. Заикается реже, только когда волнуется. Очень любит Митю; к детям вообще относится дружелюбно. Не дерется. Послушен безусловно. На зов откликается весело, исполняет приказанное охотно, даже радостно.
 1917-1918 г. Сентябрь. Олегу 51/2 лет. Очень поправился.

18. Хороший работник. Мотушки, счетные ящики. Буквы. Рисунки штрихует законченно и изящно.

25. Больше всего любит заниматься счетом и рисованием. Очень любит дежурить; исполняет свои обязанности очень точно и с грацией.

27. Стал шумлив и очень подвижен. Избыток здоровья. Чтобы излить избыток энергии более стройно, я придумала для него две игры (в дикарей, и городки), которыми он в обществе Степы, Васи и Кости очень увлекается. После этих игр за работой всегда спокоен. Работает очень хорошо.

Октябрь. Вернулся в школу Митя. Произошла радостная встреча. Они чуть не задушили друг друга в об’ятиях.

7-23. Болен - серьезная инфлуенца.

25. Карточки № 2. Без ошибок. Очень ритмично ходит под музыку; отбивает такт на барабане очень верно.

27. Вкладки и карточки третий день.

30. Разложил карточки с цифрами до 10; потом положил 10 и на 0 положил 1. - „Вот 11.” Из 1 и 2 сделал 12, потом 13 и т. д. до 20. Разложил кубики под числами парами до 11, а с 11 - четверками. Не встал, пока не окончил работу. Работал почти час.

31. Мотушки (маленький ящик). Разбирается очень хорошо. После завтрака долго и настойчиво учился вырезывать кружки и не бросил, пока не добился правильной формы.

Ноябрь, 13. ”Опять взялся за письмо. Пишет слова.

20. Делает задачки на сложение и вычитание с карточек при помощи кружочков. Делает их очень верно.

24. Дощечки для веса. Определяет разницу в весе точно; делает иногда ошибки только в очень близких по весу (ольха и ель, красное дерево и ольха), говоря: „это одинаковые.” Долго возится с рамками (шнуровка - сапожные пуговицы).

25. Складывает слова очень сложные - очень хорошо.

Декабрь, 15. Сидел за письмом чисел (начал с 10 два дня тому назад); сегодня дошел до 60. Писал в течение 45 минут. Писал 66, 67 и т. д. Чисто и старательно. Оставил работу только потому, что надо было убирать вещи для завтрака.

Январь, 13. Был болен две недели - ицфлуенца. Работает мало. Строит башни и лестницы с Марком.

16. Цветные мотушки и цифры. Пишет цифры подолгу (30, 45 минут), перешел через вторую сотню. В обществе Степы и Вани каждый день считает.

Март, 7. Очень стройно строит „дворец” из кубов, призм и геометрических тел. Квадратную пирамиду он ставит на куб, конус на цилиндр, шар на цилиндр или на шестигранную призму.

21. Вкладки и карточки. Родственные фигуры: все прямоугольники, многоугольники. Любит называть фигуры; говорит: прямоугольник самый широкий, немного поуже, самый узкий. Всегда раскладывает фигуры в постепенности величины (круги), ширины (прямоугольники), количества углов (многоугольники). Точно и красиво обводит пальчиками и палочкой и деревянные фигуры и на карточках; ни одна йота пространства не ускользает от его движения. При упражнении на метровых палках отбирает четные от нечетных.

28. При упражнении с дощечками для веса раскладывает дощечки в постепенности убывающих тяжестей: „самая тяжелая, немного легче, еще легче и т. д.”

3. Лиля. 3 г. 3 м. - Поступила 9 сентября 1916 г. (1916-1917). - Единственный ребенок. Отца нет. Мать служит; домой приходит только в 6 ч. вечера.

Здоровый ребенок, хорошего сложения. Речь очень плохо развита. Не произносит р и л (юка - рука, хеб - хлеб), ш (каса - каша) ж (зюк - жук), ч (циси - часы), а, у, ы, - произносит мягко.

17 сентября. Первые дни плакала, требовала „маму”. Когда успокаивалась, то сидела на одном месте, не желая ничем заниматься. Теперь остается охотно, „маму” просит лишь изредка и скоро успокаивается. В общем спокойна, ест хорошо. Материал пока не берет; играет подолгу с игрушками.

19. Отобрала 12 кубиков (мелких) от 12 кирпичиков с завязанными глазами без одной ошибки. Повторила упражнение несколько раз.

29. Работает подолгу с брусками. Когда высокий цилиндрик выступает из ячейки ниже цилиндрика, не понимает причины и старается изо всех сил втолкнуть его в ячейку. Когда цилиндрик опускается ниже ячейки, оставляя свободное пространство, говорит: „дырочка осталась,” но не поправляет ошибки. Знает, куда надо поставить два самых низких цилиндрика. Переделала работу 9 раз и оставила потому, что за ней пришли.

Октябрь. Бруски, рамки, кубы и призмы. Ко всему внимательно приглядывается. Спокойна, ласкова. На зов не всегда откликается.

Ноябрь, 2. 20 минут со вкладками. Глазами плохо различает формы. Научилась ощупывать фигуры пальчиками. Ощупывает отчетливо и сосредоточенно и фигуры и ячейки, ощупав то и другое, знает, куда вложить фигуру.

3. Каждое утро подолгу упражняется на рамках.

22. Упражняется на брусках с завязанными глазами; при каждой ошибке, почувствовав ее рукой, тотчас же поднимает повязку.

Декабрь, 9. Чаще и больше всего упражняется на брусках. Говорит: „высокий - маленький”. Различия чувствует, но слова еще не усваивает. Широкая лестница не выходит. У башни часто ставит в основании второй кубик (9) вместо первого (10).

12. Дефекты речи мало исправились. Пока мы мало обращали активного внимания на эту сторону, т. е. не приглашали ребенка к произношению звуков и слов, но часто произносили отдельные слова ясно и отчетливо (при уроках номенклатуры и с картинками). Девочка внимательно вслушивается.

20. Отличает красный от синего и желтого. Знает названия этих цветов. Раскладывает шесть тонов красного в такой постепенности: самый темный, потом второй, третий, дальше путает. „Дай самый темный”. Дает. - „Дай самый светлый”. Дает. Смешиваю.-„Дай самый темный”. Дает.-„Дай немного посветлее”. Дает не вторую, а шестую. И таким образом несколько дней подряд. Различает резко контрастирующие тона, сложить в постепенности не может.

Январь 1917 г., 21. Начинает хорошо справляться с карандашем: видит границы крупного простого рисунка (орнамента) и старается не выходить за контуры. Раньше штриховала беззаботно по всему листку.

24. Брусок с цилиндриками на об’емы. Уроки номенклатуры. Понимает большой и маленький только крайние, резко контрастирующие. Промежуточные не умеет отличать (отбирать), хотя и присматривается внимательно. То же и с высокими и низкими.

27. Рамки, бруски. Любит прибирать комнаты. Подолгу и сосредоточенно подметает пол, расставляет стулья и убирает на места материал. Делает все обстоятельно и чисто. Послушна. На зов откликается.

30. Увлечена приборкой комнат. Очень чисто подметает.

Февраль, 1. Рамки. Каждую застегнутую, завязанную или зашнурованную рамку приносит показывать с довольной улыбкой.

3. На Лилю очень дурное влияние имеет Соня П., которая как-то дико кричит, нездорово хохочет. Она деспотически обращается с маленькими (ей 51/2 лет), завладевает ими и не отпускает от себя. Теперь она завладела Лилей, и Лиля ей подражает: тоже начинает кричать и кривляться.

4. Лиля приобрела любовь к внешнему порядку до педантичности; прибирает каждую мелочь на свое место, тщательно подметает пол, с большим старанием моет посуду.

Лиля совсем не рисовала свободно, даже не пыталась: штрихует картинки и начинает обводить вкладки.

6. Сильный мороз (22°). В школу пришла одна Лиля. Все утро (до 111/2 час.) была занята беспрерывно. Молча, с легкой улыбкой она сначала упражнялась на рамках, потом с брусками (цилиндрики), потом взяла коробку с буквами, лотки со вкладками и долго с ними упражнялась, ощупывая одну фигуру за другой. Наблюдая за Лилей при упражнении с буквами, я видела следующее: сначала она просто смотрела несколько мгновений на букву, потом трогала наждачную букву тремя пальцами; нащупав букву, она начинала медленно проводить по ней указательным пальчиком. Я поворачивала только иногда карточку, если она держит ее неправильно. Я ничего ей не говорила; буква как бы сама приглашала руку девочки обвести ее начертание. Обведя 0, она нашла в коробочке с цифрами 0 и обрадовалась сходству с буквой О, обведя и его указательным пальчиком.

Потом Лиля сама накрыла на стол на три прибора, вымыла руки, помолилась, позавтракала, убрала посуду, вымыла кружки и тарелки с нашей помощью. В 11/2 ч. ушла домой. Сколько работы - настоящей, разумной, спокойно и с веселой улыбкой сделала за три утренних часа эта трех с половиной лет девочка. И притом добровольно и вполне самостоятельно.

18. В общем, Лиля очень развилась. Работа стала для нее привычкой, послушна безусловно. Любовь к внешнему порядку идеальная. К товарищам и нам отношения самые дружеские. Речь значительно исправилась. В этом отношении она очень старается: повторяет охотно и слоги, и отдельные звуки не только с нами, но и одна, а также учит других, часто говорящих лучше ее. - „Скажи ш”, - говорит девочка другому ребенку.

20. Любит повторять уроки номенклатуры. С большим удовольствием говорит: большой, маленький, толстый, тонкий и проч., хорошо различает разницу размеров (побольше, поменьше, самый большой и проч.). Раньше подавала цилиндрики, как попало. Речь исправляется. При маленьком старании может ясно сказать слово ”большой”.

Март, 8. Очень деятельна. Просит часто завязывать ей глаза и упражняется с брусками.

Сначала Соня мешала Лиле, а теперь Лиля начинает подчинять себе Соню, и Соня втягивается в работу в присутствии Лили. Соне - 51/2 лет, а Лиле - 3 г. и 8 м. Уроки тишины проводит безукоризненно; следит до начала урока, чтобы другие маленькие сидели тихо.

9. Построила широкую лестницу так: 1-ю, 2-ю, 3-ю, 5-ю, потом 4-ю (начиная от самой тонкой -1-ой) из синих призм; потом взяла коричневые и построила рядом (вплотную) такую же лестницу в том же порядке (1, 2, 3, 5, 4). Ошибки пока не заметила.

10. Все более отходит от Сони. Соня ей надоедает, она уходит от нее, садится и работает, а иногда усаживает и Соню и воспитывает ее, говоря: „Ты не болтай, а работай”. Соня ей подчиняется.

11. Заинтересована цветными мотушками. Каждый день берет маленький ящик (36 тонов) и раскладывает их. Знает только красный, но по тонам разложить не может. Путает все тона и цвета (не различает). Названий, кроме красного, синего и желтого, совсем не знает. Часто работает с завязанными глазами.

14. У Лили новая дружба - с Галей (5 л.). Вдвоем они сильно противостоят Соне, у которой теперь дурная полоса: она очень неспокойна и возбуждает Лилю. С Галей Лиля не обращает внимания на Соню, они всегда вместе, спокойны, нежны, подолгу работают и играют вместе.

20. Лиля заболела воспалением легких.

Апрель, 11. Пришла в школу в первый раз после болезни. Похудела, очень бледна.

17. Очень деятельна. Речь очень исправилась. В этом отношении девочка сделала огромные успехи. Подошла ко мне с красной мотушкой: „смотри, я могу сказать красный”. Сама сознает свои успехи и радуется. Из сорока восьми тонов хорошо выбирает красные и синие. Работает всегда весело, радостно, всегда с улыбкой.

20. Мать отправляет девочку на дачу в Финляндию. Лиля плачет, не хочет уезжать. Она очень привязалась к нам и к детям. Теперь Лиле 3 г. 11 мес.

1917-1918 г. Сентябрь. Лето Лиля провела очень хорошо. Выросла, очень поправилась, сильно загорела. Теперь ей 4 г. 3 м.

16. Пришла и в первый же день сразу принялась за работу; целый час упражнялась с рамками. Очень хорошо штрихует, строго соблюдает контуры.

19. Очень самостоятельна: все делает для себя сама (одевается, раздевается и проч.). Прекрасно убирает комнаты. Работает с постоянством и длительно. Больше всего интересуется цветными мотушками, вкладками и буквами.

Октябрь, 17. Часто отсутствует. Пытается писать буквы. Названиями букв не интересуется.

25. Различительные способности форм очень развились: упражняется с карточками № 1 и делает ошибки только в многоугольниках.

26. Снова принялась за гладкие и шероховатые поверхности. С трудом выговаривает слово шероховатое. Разбирает карточки и ткани парами наощупь с завязанными глазами. Ошибок мало. Мячики и мотушки. Подбирает хорошо, но скоро устает. Вообще хроматические упражнения ей даются труднее других. Штрихует хорошо: рука свободная, штрихи смелые и легкие, но цвета в рисунках очень не гармоничны. Пишет буквы.

Ноябрь, 28. Лиля с матерью уехала совсем из Петербурга. Она очень плакала. Страшно жалко расставаться с этой девочкой и не иметь возможности следить за ее дальнейшим ростом.

Если мы попытаемся делать вкратце выводы изо всех пяти, приведенных здесь дневников, то они выльются в следующем: заинтересованный тем или иным предметом материала, ребенок останавливает на нем свое внимание, часто с поразительной интенсивностью. Заинтересованный упражнением, он погружается в работу с глубокой сосредоточенностью и постоянством и повторяет его сплошь да рядом по много раз: мы отмечаем часто длительность работы от десяти минут до часу слишком. Одна и та же работа повторяется у ребенка по два, по три, по семи дней подряд и больше. После вынужденного перерыва некоторые из детей принимаются вновь с той же интенсивностью за прерванную работу. Почти все дети любят повторять упражнения. С повторностью вырабатывается привычка исполнять работу как можно лучше. Упражняя органы чувств, дети часто развивают свои различительные способности до виртуозности. Воспринимая точно реальность, дети развивают в себе неуклонное и радостное стремление к истине, побуждающее их делать открытия в окружающей обстановке. В саморазвитии каждый ведет себя по тому пути, который наиболее для него приемлем: один усовершенствуется в письме, другой - в счете, третий - в хроматических упражнениях и проч.

Продолжение следует...

книги, Фаусек

Previous post Next post
Up