Длительный опыт работы с выделенными полосами для общественного транспорта привёл меня к тому, что в адских прерываниях выделенок перед перекрёстками виноват устаревший ГОСТ на знаки 5.15.2 "Направление движения по полосе"!
Знаки 5.15.2 появились задолго до массового внедрения в России выделенок. Поэтому ГОСТовское описание их применения зачастую носит архаичный характер, не позволяя качественно спроектировать выделенки. Весь вопрос в том, какой длины проектируется по умолчанию зона перестроения на ВП прочего транспорта для осуществления правого поворота и насколько однозначно считывается водителями её начало.
Суть проблемы
Раздельные знаки направлений движения по полосе 5.15.2 устанавливают на растяжках на улицах при 3 и более полосах движения. ГОСТ Р 52289-2004 предусматривает установку основных знаков 5.15.2 у начала разделения полос разметкой 1.1. В городских условиях на регулируемых перекрёстках эта 1.1 наносится за 20 м от стоп-линии.
При 3 полосах и более помимо основных знаков 5.15.2 устанавливаются предварительные 5.15.2 за 50-150 м до основных.
Большинство выделенных полос в России организовано на улицах с 3 и более полосами в каждом направлении. Таким образом, на каждом регулируемом перекрёстке с правым поворотом минимум за 70 м до стоп-линии должны висеть предварительные знаки 5.15.2. Не смотря на то, что действие 5.15.2 распространяется на сам перекрёсток, автомобилисты, доехав до этого знака, начинают перестраиваться в правую полосу, занимая выделенку и блокируя движение автобусов. Чтобы разметка соответствовала знакам проектировщики дотягивали прерывистую 1.11 до предварительных 5.15.2, получая длинные прерывания выделенок перед стоп-линией и конскую зону перестроения 50м, в которую можно вклиниваться в самом конце со второго ряда, ничего не нарушая
Пример прерывания выделенки длиной 70 метров на Ленинском проспекте (перед автобусом на ВП вылезает около 9-10 автомобилей)
Что делать
Участок перед перекрёстком является самым пробочным местом, а большие разрывы в выделенкам по 20+50 м и более сильно замедляют автобусы и троллейбусы. Поэтому в транспортном комплексе столицы мы проработали новый стандарт ОДД на выделенках, предполагающий уменьшение прерываний выделенок перед светофорами до 20+20 или 20+40 метров. Зона возможного перестроения отделяется диагональным отгоном 1.11, вместо стрел 1.18 наносятся А-шки 1.23, а вместо знака над правой полосой на растяжке "движение направо" вешается 5.14 "Выделенная полоса". Такая ОДД не только значительно улучшает работу выделенок, но и однозначно показывает водителям допустимую точку перестроения в правую полосу для поворота
Вариант прерывания выделенки длиной 40 метров (перед автобусом на ВП вылезает только 4 автомобиля)
В идеале
На текущий момент есть и противники этой концепции, которые верят в незыблемость ГОСТов и необходимость установки предварительного знака "только направо" над выделенной полосой ровно в 70 метрах от стоп-линии. Поэтому в идеале необходимо поменять п.5.6.16 ГОСТ Р 52289-2004, уменьшив расстояние между основными и предварительными 5.15.2 в городах до 20-100 м. При допустимой скорости 60 км/ч этого расстояния более чем достаточно, чтобы заранее увидеть знак и приготовиться к перестроению.