На ближайший месяц с головой погружаюсь в проектную деятельность по актуализации ПОДов столичных улиц. Впервые с ПОДами я столкнулся давно, поэтому сейчас уже на достаточном уровне разбираюсь в знаках, разметке, размещении остановок и прочих ключевых вещах. На самом деле нет никакой сложности делать ПОДы по нормативам. Вся сложность - сделать ПОДы хорошо. Так, чтобы было удобно пользоваться транспортом после их воплощения в жизнь.
Коротко про основные проблемы проектирования московских улиц.
1. Массовость и спешка
За пару лет необходимо актуализировать ПОДы на все улицы, что в принципе невозможно проработать на отлично.
2. Неперсонализированость
Размытие ответственности всегда плохо. Не во всех подведах улицы закреплены за конкретными людьми. Бывает, на объезд улицы едет один человек, а согласовывает ПОД другой.
3. Недостаточная работа в полях
Объезды штука сумбурная. При качественном проектировании объезд должен проводиться как минимум до и после разработки ПОДа. Сейчас выполняется только до. Плюс пункт 2, когда ПОД смотрит человек, который даже не был на месте. Кабинетная работа всегд приносила и будет приносить так себе результаты. Никакие панорамы тут не помогут.
Ну и улица должна проходиться пешком с вдумчивым анализом происходящего на улице. Только так можно прочувствовать работу общественного транспорта, ширину и непрерывность тротуара, возможность переноса остановки, необходимость размещения парковочных мест. А не на машине с выходом в спорных точках и на остановках.
4. Отсутствие современных подходов к проектированию как результат отсталой транспортной науки
Большинство проектировщиков не понимают даже зависимости скорости от ширины полос. В результате нередки ситуации, когда ставят на опасном повороте знак 40, но при этом рисуют полосы шириной по 5,5 метров. Или оставляют на перекрёстках полосы по 4,1 метра, когда излишек можно и нужно прятать в разделительную и в островки безопасности. Вообще нет понимания, что большие асфальтовые поля или скажем карманы для ОТ чаще всего не нужны и затратны. О приподнятых переходах, сокращении их длин, повышении видимости пешеходов, успокоении трафика, минимизации выездов из дворов на магистральные улицы тут даже говорить не приходится. Всё это тёмный лес для проектировщика и многих ЛПР.
5. Некурируемые направления по пешеходам и велосипедам
Основными участниками РГ являются ЦОДД, МГТ, АМПП. В ДТ до сих пор нет подведа, который бы отвечал за удобство улиц для пешеходов. Вообще насколько я понял, пешеходное удобство улиц в целом отдано на откуп управам и префектурам. Но у них нет специалистов, которые бы качествено прорабатывали данное направление.
По велосипедам в ДТ есть вдумчивые ребята, но они не ходят на актуализацию КСОДД, почему-то.
6. Устаревшие нормативы
Про эту проблему знают наверно все, кроме Министерства транспорта РФ, которое ничего не делает для её решения. Малая толика из них:
- 40 и 25 метров до и после от перекрёстка до остановок удлиняют путь пешехода к остановке, особенно вредны при наличии ВП;
- карманы глубиной 3 метра с отгонами по 20 метров увеличивают до безобразия посадочный фронт;
- павильоны на расстоянии 3 метров от края посадочной площадки не везде в городе получается поставить, и пофиг, что павильоны могут быть без боковых стенок;
- шумовая разметка по нормативу должна быть адской высоты 0,5-1 см, поэтому в мск вся она наносится в нарушении ГОСТа;
- огромная высота гребня ИДН заставляет снижать скорость до 5-10 км/ч при установленном ограничении 20-40 км/ч;
- считается, что прерывание жёлтой сплошной разметки обрывает действие знака запрета стоянки и остановки 3.27, поэтому за каждым выездом из двора ставят дублирующие знаки запрета, что замусоривает улицу;
и так далее.
7. Банальные ограничения
Очень часто остановка не улучшается, т.к. мешают деревья. Деревья и газоны считаются святыми, их лучше не трогать. Аналогично и с многочисленными выездами из дворов, которых не должно в таком количестве выходить прямо на крупные улицы, минуя квартальные проезды. Выезд может находиться посреди остановки, но никто не поторопится убрать его в локальных мероприятиях, т.к. это нужно согласовывать с Управой. А Управа не ходит на согласования и выезды остаются.
Вообще полезный опыт. Теперь я знаю, как построить работу, чтобы сделать ПОД хорошо. Такими знаниями не обладают в большинстве департаментов городов России. Наверное, поэтому в наших городах и не умеют делать удобные улицы.
ПС. всё это не касается программы Моя улица, работа по которой ведётся на порядок лучше, избегая большинства перечисленных косяков.