Быть или не быть нормальному общественному транспорту в Твери - вот в чём вопрос. В скором времени ОТ Твери может ждать окончательный крах, если не принять кардинальных политических решений, связанных с управлением городским транспортом. Опасения вызваны двумя последними событиями:
1) изменением тарифов за проезд (
1,
2);
2) обнародованием
свежих данных от МУП ГЭТ в частности по изношенности трамваев на 98% и рельс на 86%!
Как вы уже наверно слышали, на апрель намечено повышение стоимости разового билета с 12 до 14 рублей в автобусах-трамваях-троллейбусах (в маршрутках остаётся 15 руб.). И одновременно с этим повышается стоимость единого социального проездного билета (ЕСПБ) с 64 до 240 руб. Нет, я согласен, стоимость ЕСПБ давно уже пора увеличивать (она не менялась аж с 2005 года). Однако делать это так резко (в 4 раза), да совмещать с увеличением стоимости разовых билетов - это как подписывать смертельный приговор муниципальному транспорту с небольшой отсрочкой.
Изношенность подвижного состава и путей, возросшая статистика сходов с рельс, отсутствие программы вывода из кризиса ОТ, равно как и недостаточное количество заложенных средств в бюджет этого года на ОТ говорят о том, что 2013 может стать предпоследним годом в жизни тверского трамвая. Пессимистичный сценарий вырисовывается такой: рост числа сходов, возможно с жертвами; решение закрыть трамвай в целях безопасности и недопущения больших жертв; массового демонтажа рельс конечно же не будет; рост числа машин; ГИБДД и сейчас не справляется с возросшим в 3 раза автопарком личного транспорта, за год ситуация лишь ухудшится; довольно низкая культура вождения скатится ещё дальше; с выпадением снега произойдёт череда серьёзных транспортных коллапсов; люди не стерпят такого безобразия вторую зиму подряд; велика вероятность, что снимут руководство города, а может даже и области.
Почему я так сильно привязываю окончательный развал городского ОТ к исчезновением трамвая? Да потому что ОТ большой вместимости не может конкурировать с маршрутками и личными авто без выделенок. Если выделенки пускать по крайней правой полосе для шинного транспорта, то закрыть туда допуск маршруток не получится. Здесь можно возразить и предложить пустить автобус по схеме BRT. Только пробки тогда останутся до конца наших дней, т.к. пропускная способность такой системы (7 тыс. чел. в час) не справится с пассажиропотоками по магистральным направлениям в полумиллионной агломерации с центростремительной планировкой.
Думаю, большинство горожан не заинтересовано в таком сценарии развития. Наивно попробую пофантазировать, как этого можно избежать.
Во-первых, губернатору нужно срочно назначить советника минтранса Тв. области, который будет курировать развитие гортранспорта. Это должен быть новый человек с незапятнанной политикой репутацией, лучше вообще не политик. Ему и его команде придётся найти доверие со стороны жителей, что будет сделать очень непросто при текущем уровне доверия к власти. Выбранный кандидат обязательно должен разбираться в современном транспортном планировании, знать опыт лидирующих российских и мировых городов. Помимо всего прочего, на мой взгляд, он должен совмещать должность в городской администрации. Ибо профита не будет без полного взаимодействия всех отделов, департаментов, министерств, МУПов и всех остальных, напрямую или косвенно связанных с вопросами транспорта.
Я уже не говорю о любви к городу этого человека и личном желании навести порядок в транспортной сфере. Если назначить нетверечанина ответственным за наш транспорт, то с его стороны не будет максимальной заинтересованности, и максимальных результатов ждать не стоит.
Во-вторых, нужно разработать комплексный план кардинальных изменений в транспортной системе города для предотвращения нарастающего коллапса. План должен пройти экспертные обсуждения и нормальные общественные слушания. Только не как это было с Генпланом, где додумались нарисовать скоростной вокруг города. План необходимо громко презентовать как на уровне мэра, так и губернатора, поставить во главу угла дальнейшей транспортной политики.
В-третьих, нужна единая площадка для информирования и обсуждения всех проводимых транспортных изменений. Это не только новости на сайте с RSS, но и обсуждения в блогах, а самое главное - прямой диалог с жителями не реже раза в две недели и обязательно в нерабочее время.
В-четвёртых, нужно больше приглашать к себе российских транспортных экспертов, например Антона Буслова и Михаила Якимова. Нам даже не нужны эксперты с мировым именем, каких сейчас собирают в столице. Многие российские города уже оставили нас далеко позади в вопросах современного транспортного планирования.
В-пятых, после тщательной проработки плана, очень важно обеспечить быстрое и поэтапное проведение изменений в жизнь. Т.е. если, к примеру, ГИБДД будет месяцами согласовывать схему расстановки знаков, либо администрация - утверждать стоимость платной парковки, либо Заксобрание затягивать повышение штрафов за парковку на газонах, то это никуда не годится. Только чёткими скоординированными действиями получится распутать сросшийся клубок транспортных проблем.
Руководство как города, так и области в последнее время стало чаще высказываться о желании привести транспорт областной столицы в порядок. Однако каких-либо значимых шагов замечено не было. Пора бы уже переходить от слов к делу. Подводя итог вышесказанному, если руководители региона не найдут в ближайший год подходящую кандидатуру человека, способного взяться за проведение серьёзных изменений, и не запустят комплексную транспортную программу, то тверичанам можно не ждать улучшения ситуации. А пока проще собрать чемоданы и переехать в более благоприятные для жизни города нашей родины, что собственно уже происходит с молодыми ценными кадрами.