Станция Ропажи - интересный объект.
Не только потому, что существует она уже больше 120 лет, почти с того момента, как открыли ветку Рига-Псков. Не только потому, что исторические события не обошли её стороной. Во время Первой мировой были построены целых 3 узкоколейных дороги, ведущие из Ропажи в разных направлениях, и паровозное депо. Отсюда же в 1919-м палила по Риге эстонская корабельная артиллерия, установленная на ж/д платформы. Здесь всюду окопы июля 1941-го и октября 1944-го. Уже в мирное время через разгрузочную эстакаду этой станции прошёл весь арсенал склада боеприпасов ПрибВО, который находился в местном лесу. Точно так же, через станцию, обеспечивался и склад амуниции и военной техники, находившийся в лесу напротив.
В 1991-м, когда Горби решил, что Германия нам ни к чему, к станции Ропажи потянулись угрюмые платформы, наполненные грузами Западной группы войск, которую выводили в чисто поле. Территория местного склада амуниции была огромна, она вобрала в себя всё, что имела отдать Германия. Людям повезло меньше, они не могли годами ждать под открытым небом, пока им найдут применение. Однако в 1993-м Ельцин решил, что Латвия тоже не нужна, и платформы снова потянулись на станцию. Теперь на них грузили всё подряд, не различая, «германское» оно или «латвийское». Каждый день уходил полный эшелон, 60 вагонов. Иногда и два успевали погрузить. И так несколько месяцев подряд.
А я всё кричал им вслед: «Вы чего это? Хотите, чтобы здесь было НАТО?». Те, кто слышал, добродушно посмеивались. Мол, глупости какие.
Прошло не так много лет, и под разгрузку на станции Ропажи привели эшелон вот эти бравые парни:
http://easyget.lv/foto/gallery/2685/picture/33/ Всё это не половина, даже и не треть того, что я мог бы рассказать о нашей станции.
Но особенный мой интерес к ней обусловили два штриха к её портрету.
Первый: посёлок наш называется Гаркалне, а станция в нём - Ропажи. Настоящий посёлок Ропажи находится километрах этак в 18-ти оттуда. Эта замечательная путаница произошла из-за того, что на момент открытия станции (1889г.) никакого населенного пункта там не было, и назвали её по имени ближайшего замка Роденпойс. Потом Роденпойс переименовался в Ропажи, а за ним и станция тоже. И это несмотря на то, что рядом со станцией на тот момент уже появился поселок Гаркалне. Чудесное обстоятельство наличия двух разных Ропажей будило во мне фантазию. И каждый приезжий, спросивший у меня что-то на эту тему, узнавал свою, совершенно новую историю о том, как же так получилось. (Кстати, Гаркалне тоже существует не в единственном экземпляре, но эту историю я рассказывать не буду, чтобы не вывихнуть мозг окончательно). Редко кому название родной станции приносит столько удовольствия, сколько оно приносило мне.
А весной 2004-го года случилась история, добавившая к портрету второй штрих. 1 мая, в 4 часа утра по дороге к станции двигалась странная компания. Программист, майор пожарной охраны, лейтенант пожарной охраны, сотрудник Рижской ГЭС, и, наконец, сисадмин. Всю ночь перед этим отряд нервно выпивал в доме сисадмина, шептался, перебирая странные фанерки, подпиливая их лобзиком, подрисовывая их красками и просто хохоча без видимой причины. Подойдя к станции, группа соорудила гимнастическую фигуру из собственных тел. При этом тот, кого они старались выпихнуть на вершину фигуры, зачем-то пытался дотянуться до надписи «Ропажи» под крышей здания. После череды падений, испуганных шараханий от собственной тени, приглушенных стенаний и матов группе удалось достичь своей неясной цели. Щелкнув на прощанье фотоаппаратом, группа растворилась в близлежащем лесу.
Пассажиры первого поезда были немало удивлены, что в ночь вступления Латвии в Евросоюз станция Ропажи вдруг превратилась в Европажи. А дальше произошло то, чего группа энтузиастов не ожидала. Появился дворник с лестницей и флагом. Заговорщики совсем забыли, что 1-е мая - это еще и День Труда, в который положено вывешивать флаг. Дворник расправился с Европажами быстро и решительно. Пассажиры второго поезда так ничего и не узнали. Осталась только легенда, которая неизменно заставляла заговорщиков улыбаться, видя здание старой станции.
Как вы догадываетесь, моё безмятежное счастье не могло длиться вечно. 29 мая 2011 года станция Ропажи решением министра путей сообщения была переименована в станцию Гаркалне. О скучные, серые люди! Неужели все проблемы нашей волости были уже решены, и путь в светлое будущее перегораживала только табличка с названием?