О варновых классах машин. И попутно о "тесле". И сословиях.

Jul 25, 2023 02:46

В комментариях к прошлому посту образовалось две интересные ветки дискуссии, которые думаю стоит развить в отдельный пост.

Во-первых, задали мне вопрос: а каковы будут "автомобильные варны"?

Как понял, это в смысле соотнесения индийских варн, и категорий автотранспорта. Вопрос, однако, совершенно неочевидный...

Варн у индусов пять0. ( Read more... )

ранги солдат, религия, теория транспорта, экономика, классификации, политика, транспорт

Leave a comment

akm762 July 26 2023, 17:07:32 UTC
Пятимерное пространство сложно себе представить, чтобы как-то работать с ним, поэтому то, что Вы называете "координатами" - мне представляется скорее кластерами.

И второе: хотя водородные ТЭ наиболее отработаны сейчас, хранение водорода, особенно на транспорте... по-моему, это тупик. Я читал, что сделали (естественно, экспериментальный пока) ТЭ на спирте с предварительным каталитическим разложением оного при высокой температуре, но сейчас не могу даже вспомнить, метанол там был, либо этанол, не говоря уже о точной ссылке. =( Но в любом случае, для транспорта ТЭ на (любом) спирте был бы идеальным вариантом, мне кажется.

Reply

monster July 26 2023, 18:47:26 UTC
Увы, я косноязычен. Это одна из главных моих проблем в интернете ( ... )

Reply

akm762 July 26 2023, 19:49:43 UTC
Там - я счас припомнил - насколько мне не изменяет склероз, они разлагали метанол на водород и угарный газ (CO), первый отделяли диффузией на керамической мембране и подававли в ТЭ, а второй дожигали и использовали для нагрева каталитической ячейки до 600-800 градусов. Вроде бы получалось лучше по массовой эффективности, чем хранить водород в виде [металлических] гидридов, но энергетическая эффективность, конечно, слёзы. Очень нишевое решение, как я сейчас понимаю, - например, для дронов.

"Водородный транспорт, это не тупик, а с точностью до наоборот, -- детские болезни".

Разве что на общественном транспорте? При частой подзарядке проблема с водородными баками не так уж страшна... С другой стороны, сама станция подзарядки тогда превращается в объект очень повышенной опасности. =(

"Заменять окислитель" мне кажется очень непродуктивной идеей: понятно, что проблема очистки, но как раз прелесть всех атмосферных решений (вкл. алюминиево-воздушные элементы, например) именно в том, что экономится огромная масса на этом.

Reply

monster July 26 2023, 20:44:29 UTC
Как мне говорили, как раз угарный газ засирает топливные элементы, потому что там он восстанавливается до углерода, т.е. той самой сажи, которая на топливном элементе и остаётся, сокращая его рабочую площадь. Мембрана в теории проблему действительно решает, но её производительность, думается, просто никакая. Но при больших дальностях такое без вопросов будет по массе эффективнее, чем водород из баллонов. Про остальные варианты информацией не обладаю, знаю только то, что их не используют ( ... )

Reply

akm762 July 27 2023, 10:48:48 UTC
Очевидно, что зарядить суперконденсатор за секунды или десятки секунд можно только используя супер-конденсатор размером побольше. =) Но мне такой с/к (плюс система его "медленной" зарядки от сети) не кажется непомерным усложнением - система в принципе сравнима с той, что будет стоять на каждом автобусе, это выглядит приемлемо... хотя, если бы люди хотели поставить зарядную станцию на каждой остановке, то давно бы уже это сделали, применив маховики.

Reply

monster July 27 2023, 16:51:41 UTC
Как раз за этим и нужен маховик: он при потребности способен давать просто чудовищную мощность, не уступая в этом суперконденсаторам. Запасает энергии он существенно большие объёмы, но разряжается сильнее и быстрее, так что годится только в местах, где частые пиковые нагрузки. Так что на электростанциях и в промышленных бесперебойниках с дизелями, маховики используются по полной программе. Первые сглаживают пики, а вторые дают энергию в те секунды, пока стартует и выходит на режим дизель-генератор. И, с "секундами" была конечно же гипербола, в действительности мощный суперконденсатор будет заряжаться _десятки_ секунд, как раз где-то время остановки автобуса ( ... )

Reply

akm762 July 27 2023, 17:27:41 UTC
Звучит довольно странно: неужели вместо (супер- или даже обычного) конденсатора на остановке, который достаточно лишь соединить шинами с транспортом, чтобы заряд "перетёк" по назначению, предпочтительнее ставить маховик, плюс громоздкую систему его раскрутки и обратного преобразования в электроэнергию? Такая система выглядит инженерным нонсенсом.

И мне не очень понятно, какой выигрыш будет получен от этих громадных кап. затрат по оборудованию каждой остановки зарядной станцией... (По сравнению, например, с оборудованием конечного пункта станцией [до]заправки водородных баков.) Понятно, что у Вас есть некое достаточно продуманное видение этих вопросов, но мне оно совсем не очевидно, вот и интересуюсь - если Вам ещё не надоело мне объяснять ,)

Reply

monster July 27 2023, 22:23:23 UTC
Цифры:

(*) У "теслы" батарея стоимостью $15k запасает 80кВт*ч и выдаёт до 340кВт при весе 478кг и суммарном объёме холодильника. Срок службы: тысяча перезарядок или менее 10 лет, после чего ёмкость падает ниже 70%.

(*) Установка с супермаховиком стоимостью $2.7k может запасать 4.8кВт*ч и выдавать 3кВт при весе 72кг и размере совкового телевизора. Срок службы: 25 лет и выше.

(*) Установка с суперконденсаторами ценой $1k может запасать 0.02кВт*ч и выдавать 0.1кВт при весе 12кг и размере тостера. Срок службы: порядка миллиона циклов зарядки-разрядки.

Одиночный суперконденсатор весом полкилограмма и ценой $70 запасает 3.75Вт*ч. Ёмкость "теслы" потребует 20 тысяч таких конденсаторов и будет стоить что-то в районе миллиона долларов. Объём и массу, уже думаю незачем считать. А вот классическая гибридная батарея ёмкостью 1.2кВт*ч будет стоить уже вменяемые $20k при весе 200кг. Машина выйдет вдвое легче "теслы", при дальности 8-10км. Для гибридника ёмкость батареи в принципе можно уменьшить в 1.7х раз, т.е. вес 100кг и стоимость порядка $ ( ... )

Reply

monster July 27 2023, 22:26:42 UTC
В стационарном применении супермаховики безвариантны, а суперконденсаторы являются очень и очень нишевым решением.

"К сожалению у Суперконденсаторов есть достоинства и недостатки ( ... )

Reply

monster July 27 2023, 23:10:53 UTC
> И мне не очень понятно, какой выигрыш будет получен от этих громадных кап. затрат по оборудованию каждой остановки зарядной станцией... (По сравнению, например, с оборудованием конечного пункта станцией [до]заправки водородных баков.) Понятно, что у Вас есть некое достаточно продуманное видение этих вопросов, но мне оно совсем не очевидно, вот и интересуюсь - если Вам ещё не надоело мне объяснять ,)Вообще-то перспективные темы только для того и существуют, чтобы их обсуждать. Собственно по сравнению с этими темами всё остальное является пустым трёпом. Человек только ради этой фигни научился говорить ( ... )

Reply


Leave a comment

Up