80 -летие завода ГАЗ. Эпоха Липгарта.

Nov 05, 2012 19:59




Андрей Александрович  Липгарт (1898 - 1980 )  возглавлял  конструкторское  бюро  Горьковского  автозавода  с  1933  по  1951 годы  и  вошел  в  число  выдающихся  советских  автомобильных  инженеров. Его  карьера  впечатляет  -  в  1925  году  Липгарт  заканчивает  ведущую  техническую  школу  страны  - МВТУ  и   идет  работать  в  первый  советский  центр  автомобилестроения  - НАМИ.  В  1930  году его командируют  в  США  на  заводы  Форда  для  изучения  передового в    мире    автопроизводства,    с  октября  1933  года  Липгарт  работает  на  ГАЗе.  Главным  достижением  его  конструкторской  школы  стали автомобили    способные    трудиться   в сложных  реальных  российских  условиях  тех  лет - при  практическом  отсутствии  дорог  с  твердым  покрытием. Работа  над  опытными образцами и   выпуск   внедорожных или  правильнее  вседорожных  машин  велись  на  ГАЗе  с  начала  30 -х  годов,  это  были  трехосные  модели  -  грузовик ГАЗ - ААА  и  фаэтон  ГАЗ - ТК,  полугусеничная  техника  как  ГАЗ - 60  и  конечно  полноприводные автомобили,  на  тот  момент  - вершина  мировой  конструкторской  мысли.  Именно  за  создание  первого отечественного  джипа  - ГАЗ - 64  и  бронеавтомобиля  на  его  базе  Липгарт   с  коллективом  были  удостоены  престижной  Сталинской  премии  в  1942  году,  год  спустя  так  же  высоко  был  оценен  труд  над   легким  танком  Т - 70.  В  послевоенный  период  А. А.  Липгарт  еще  трижды  удостаивался   этой премии  за  легковые  машины   ГАЗ - М 20 ''Победа'', ГАЗ - 12  ( ЗиМ )  и  грузовик  ГАЗ - 51.


Любимое  детище  Липгарта  автомобиль  ''Победа''  к  сожалению  и  стал  одной  из   предпосылок  завершения  его  карьеры  главного  конструктора  в  Горьком.  Работа  над   ГАЗ - М 20  шла  во  время  войны,  первый   опытный  образец   был  построен  в  начале  ноября 1944  года,  но  для  доводки  машины  и  подготовки  к  серийному  выпуску  требовалось  гораздо  больше  времени, чем  отвело  на  это  руководство  автозавода.  19  июня  1945  года  автомобиль ''Победа'' был  представлен  первым   лицам страны. Сначала ГАЗ - М  20  задумывался  как  машина  с  усовершенствованным  6 -цилиндровым   двигателем,  но  из соображений экономичности   в  серию  решено  запустить его  вариант  с  4 -цилиндровым  двигателем мощностью  50  л. с.  Оценивая перспективы  своей  машины  Липгарт  писал:  ''По  моему твердому убеждению, автомобиль М 20  с  ''четверкой''  полностью соответствует своему основному назначению - заменить в народном хозяйстве автомобиль  М 1. Более того, я беру на себя смелость заявить, что по экономичности, качеству рессорной подвески, устойчивости  на  дороге  и показаниям собственно двигателя  эта  машина является выдающейся.''  Выпуск   ГАЗ  М - 20  стартовал  21  июня  1946  года.  Но спешка при запуске в серию принесла  отрицательные  результаты. Через два года  в октябре 1948 , после выпуска 1700 ( по другим данным  - 600 ) автомобилей, машина  по указанию  самого  Сталина была снята с производства, а  все уже выпущенные ''Победы'' ( по некоторым сведениям ) были возвращены на завод  для доработки. За  низкое качество автомобилей  ''Победа'' освободили от должности директора ГАЗа  Лоскутова. Ждало  наказание и   Липгарта, но Андрей Александрович  в  тот раз отделался лишь выговором - его взял под защиту министр автомобильной промышленности.  14 июня 1949 года автомобили Горьковского автозавода снова пригнали в Кремль. На этот раз главной целью мероприятия было утверждение к производству автомобиля ГАЗ - 12  (ЗиМ ). Наряду с ''ЗиМами'', в  Москву  привезли три ''Победы'': серийный образец 1948 года, модернизированный вариант готовившийся к выпуску,  и машину с кузовом кабриолет - ГАЗ - 20 Б. Новые  машины  руководству страны  понравились.  Но успех модернизированной ''Победы''  и  поставленного на конвейер ''ЗиМа''  не уберег Липгарта от очередной опалы: во время проектирования плавающего автомобиля на базе ГАЗ-67 Б   ведущий конструктор по этой машине написал  обычный   для  того времени  донос на Липгарта про  его сопротивление борьбе с космополитизмом .  В итоге Липгарт в  конце 1951 года был снят со  своей должности   и  отправлен   рядовым  инженером  в   Миасс  на  завод  ''Урал -ЗиС''.  После  смерти  Сталина  А. А. Липгарт  вернулся уже  в  Москву  и  работал   ведущим  конструктором  НАМИ  и  преподавателем   автомобильного  отделения  своего  alma  mater  - МВТУ  им. Баумана.


ГАЗ - 12 ( СССР, 1950 - 1959). За  создание  этой  машины А.  А. Липгарт удостоился очередной престижной Сталинской премии, большой автомобиль среднего класса впервые имеет конструкцию с несущим кузовом и гидромуфту в трансмиссии. Число мест - 6, двигатель 6-цилиндровый, 3485 куб. см. Мощность - 90 л. с. при 3600 об/мин. КПП 3-ступенчатая. Длина - 5,53 м, колесная база - 3,2 м. Масса - 1940 кг. Скорость - 120 км/ч.


Еще  один  автомобиль  эпохи  Липгарта  - ГАЗ - 69 А  ( СССР, 1953 - 1972). Первый массовый советский джип, поступавший в части Советской Армии, для автомобилизации труднодоступных районов, сельского хозяйства и других нужд. С 1956 года производился на Ульяновском автозаводе. Модификация "69 А" имеет четырехдверный кузов, двигатель 4-цилиндровый 2111 куб. см. Мощность - 52 л. с. при 3600 об/мин. КПП 6-ступенчатая ( 3 повышенных + 3 пониженных скорости). Длина - 3,85 м, масса - 1525 кг. Скорость - 95 км/ч. Средний расход топлива - 16,5 л на 100 км.


ГАЗ М - 72 (СССР, 1955 - 1958). Эта  машина  была  создана  уже  после  ухода  А. А.  Липгарта  с  поста  главного  конструктора, но  в  полной  мере  продолжала  традиции  его  школы.  Советские автомобильные историки всерьез считают эту машину прародителем современных "кроссоверов". Несущий кузов модели "Победа" ГАЗ - 20 совмещен с агрегатами внедорожника ГАЗ- 69. Число мест - 5. Двигатель 4-цилиндровый, 2111 куб. см. Мощность - 55 л. с. при 3600 об/мин.  КПП 6-ступенчатая (2 Х 3). Длина - 4,665 м, масса - 1615 кг. Скорость - 90 км/ч.

Запись сделана с помощью приложения LiveJournal для Android.

Автомобили эпохи социализма.

Previous post
Up