Андрей Александрович Липгарт (1898 - 1980 ) возглавлял конструкторское бюро Горьковского автозавода с 1933 по 1951 годы и вошел в число выдающихся советских автомобильных инженеров. Его карьера впечатляет - в 1925 году Липгарт заканчивает ведущую техническую школу страны - МВТУ и идет работать в первый советский центр автомобилестроения - НАМИ. В 1930 году его командируют в США на заводы Форда для изучения передового в мире автопроизводства, с октября 1933 года Липгарт работает на ГАЗе. Главным достижением его конструкторской школы стали автомобили способные трудиться в сложных реальных российских условиях тех лет - при практическом отсутствии дорог с твердым покрытием. Работа над опытными образцами и выпуск внедорожных или правильнее вседорожных машин велись на ГАЗе с начала 30 -х годов, это были трехосные модели - грузовик ГАЗ - ААА и фаэтон ГАЗ - ТК, полугусеничная техника как ГАЗ - 60 и конечно полноприводные автомобили, на тот момент - вершина мировой конструкторской мысли. Именно за создание первого отечественного джипа - ГАЗ - 64 и бронеавтомобиля на его базе Липгарт с коллективом были удостоены престижной Сталинской премии в 1942 году, год спустя так же высоко был оценен труд над легким танком Т - 70. В послевоенный период А. А. Липгарт еще трижды удостаивался этой премии за легковые машины ГАЗ - М 20 ''Победа'', ГАЗ - 12 ( ЗиМ ) и грузовик ГАЗ - 51.
Любимое детище Липгарта автомобиль ''Победа'' к сожалению и стал одной из предпосылок завершения его карьеры главного конструктора в Горьком. Работа над ГАЗ - М 20 шла во время войны, первый опытный образец был построен в начале ноября 1944 года, но для доводки машины и подготовки к серийному выпуску требовалось гораздо больше времени, чем отвело на это руководство автозавода. 19 июня 1945 года автомобиль ''Победа'' был представлен первым лицам страны. Сначала ГАЗ - М 20 задумывался как машина с усовершенствованным 6 -цилиндровым двигателем, но из соображений экономичности в серию решено запустить его вариант с 4 -цилиндровым двигателем мощностью 50 л. с. Оценивая перспективы своей машины Липгарт писал: ''По моему твердому убеждению, автомобиль М 20 с ''четверкой'' полностью соответствует своему основному назначению - заменить в народном хозяйстве автомобиль М 1. Более того, я беру на себя смелость заявить, что по экономичности, качеству рессорной подвески, устойчивости на дороге и показаниям собственно двигателя эта машина является выдающейся.'' Выпуск ГАЗ М - 20 стартовал 21 июня 1946 года. Но спешка при запуске в серию принесла отрицательные результаты. Через два года в октябре 1948 , после выпуска 1700 ( по другим данным - 600 ) автомобилей, машина по указанию самого Сталина была снята с производства, а все уже выпущенные ''Победы'' ( по некоторым сведениям ) были возвращены на завод для доработки. За низкое качество автомобилей ''Победа'' освободили от должности директора ГАЗа Лоскутова. Ждало наказание и Липгарта, но Андрей Александрович в тот раз отделался лишь выговором - его взял под защиту министр автомобильной промышленности. 14 июня 1949 года автомобили Горьковского автозавода снова пригнали в Кремль. На этот раз главной целью мероприятия было утверждение к производству автомобиля ГАЗ - 12 (ЗиМ ). Наряду с ''ЗиМами'', в Москву привезли три ''Победы'': серийный образец 1948 года, модернизированный вариант готовившийся к выпуску, и машину с кузовом кабриолет - ГАЗ - 20 Б. Новые машины руководству страны понравились. Но успех модернизированной ''Победы'' и поставленного на конвейер ''ЗиМа'' не уберег Липгарта от очередной опалы: во время проектирования плавающего автомобиля на базе ГАЗ-67 Б ведущий конструктор по этой машине написал обычный для того времени донос на Липгарта про его сопротивление борьбе с космополитизмом . В итоге Липгарт в конце 1951 года был снят со своей должности и отправлен рядовым инженером в Миасс на завод ''Урал -ЗиС''. После смерти Сталина А. А. Липгарт вернулся уже в Москву и работал ведущим конструктором НАМИ и преподавателем автомобильного отделения своего alma mater - МВТУ им. Баумана.
ГАЗ - 12 ( СССР, 1950 - 1959). За создание этой машины А. А. Липгарт удостоился очередной престижной Сталинской премии, большой автомобиль среднего класса впервые имеет конструкцию с несущим кузовом и гидромуфту в трансмиссии. Число мест - 6, двигатель 6-цилиндровый, 3485 куб. см. Мощность - 90 л. с. при 3600 об/мин. КПП 3-ступенчатая. Длина - 5,53 м, колесная база - 3,2 м. Масса - 1940 кг. Скорость - 120 км/ч.
Еще один автомобиль эпохи Липгарта - ГАЗ - 69 А ( СССР, 1953 - 1972). Первый массовый советский джип, поступавший в части Советской Армии, для автомобилизации труднодоступных районов, сельского хозяйства и других нужд. С 1956 года производился на Ульяновском автозаводе. Модификация "69 А" имеет четырехдверный кузов, двигатель 4-цилиндровый 2111 куб. см. Мощность - 52 л. с. при 3600 об/мин. КПП 6-ступенчатая ( 3 повышенных + 3 пониженных скорости). Длина - 3,85 м, масса - 1525 кг. Скорость - 95 км/ч. Средний расход топлива - 16,5 л на 100 км.
ГАЗ М - 72 (СССР, 1955 - 1958). Эта машина была создана уже после ухода А. А. Липгарта с поста главного конструктора, но в полной мере продолжала традиции его школы. Советские автомобильные историки всерьез считают эту машину прародителем современных "кроссоверов". Несущий кузов модели "Победа" ГАЗ - 20 совмещен с агрегатами внедорожника ГАЗ- 69. Число мест - 5. Двигатель 4-цилиндровый, 2111 куб. см. Мощность - 55 л. с. при 3600 об/мин. КПП 6-ступенчатая (2 Х 3). Длина - 4,665 м, масса - 1615 кг. Скорость - 90 км/ч.
Запись сделана с помощью
приложения LiveJournal для Android.