Хочется оставить у себя в журнале эти два текста - этот и текст из следующей записи - потому что они замечательно отражают картину проявлений неосознанности, проявлений психологических защит.
Ведь что такое осознанность? Это ведь, прежде всего, честность с собой.
Оригинал взят у
pasha88888888 в
О самообмане и о связанном с ним нежелании слышать от людей те или иные словаВ этой записи речь пойдёт об очень распространённом виде самообмана, которым пользуются многие люди, чтобы обезопасить, на самом деле, себя от самих себя, от своей агрессии к себе, от своего непринятия себя. Причём, они переносят эту агрессию самих себя к себе на других людей, обвиняя других людей в том, что они говорят что-то не то. Например, поднимают какие-то "не те" темы, "давят" на них ( хотя ощущение "давления" - это всегда проявление сопротивления самого человека, который говорит, что на него "давят" ).
Эта разновидность самообмана основана, как и любой самообман, на сильном страхе признать что-то в себе, по поводу чего у самого человека нет принятия по отношению к себе, что не вписывается в "значимый образ себя" этого человека. Эта разновидность самообмана выражается в попытке какими-то фразами, жестами или молчанием контролировать поведение других людей, контролировать их слова, выражается в попытке запретить, не дать другим людям говорить то, что им слишком болезненно слышать ( а эту болезненность формируют неадекватные идеи самих этих людей, и они, вместо того, чтобы обратить внимание на эти идеи, на причину болезненности, пытаются вытеснять, подавлять любые признаки наличия у себя всего этого, пытаются не замечать это, и пытаются препятствовать другим людям говорить им что-то, что напоминает им об этом ).
Людей, которые используют эту разновидность самообмана, всегда очень легко узнать по их словам, которые они выучили и любят использовать из-за страха столкнуться с тем в себе, что они не принимают. Они обычно говорят другим людям примерно следующие фразы: "это не ваше дело, занимайтесь собой", "я сам ( сама ) прекрасно разберусь со своими трудностями, я работаю над этим", "я не нуждаюсь в том, чтобы кому-то объяснять своё поведение", "я такой ( такая ), какой ( какая ) есть", "я не собираюсь ни перед кем отчитываться", "я себя во всём принимаю таким ( такой ), какой ( какая ) я есть, и поэтому не вижу смысла говорить на эту тему" ( в значении: "давайте не будем говорить на эту тему" ), "мне не интересно об этом говорить", "мне не интересно этим заниматься ( например, медитацией )", "мне интересно заниматься другим", "я не занимаюсь медитацией, потому что вся моя жизнь медитация" ( хотя, если пристально исследовать жизнь этого человека, то будет видно, что то, что он называет медитацией, не имеет никакого отношения к действительно медитации, но думать о том, что вся его жизнь медитация ему приятно ). Иногда эти люди в ответ на вопрос просто молчат, и смысл этого молчания такой же, как и те фразы, которые были приведены выше. Иногда эти люди говорят кому-то о ком-то: "мне всё равно, что говорит этот человек" ( хотя, на самом деле, не всё равно ).
За такими фразами ( или соответствующим молчанием ) стоит сильный страх, который эти люди пытаются всячески вытеснять, но он каждый раз опять всплывает, когда кто-то хочет поговорить с этими людьми на какие-то темы, о которых боятся говорить те, кто использует эти фразы.
Выглядят эти фразы только на поверхностный взгляд "умно" и "логично", но, на самом деле, настоящей логики в них нет, в них есть отказ из-за страха общаться с людьми на те темы, в которых у тех, кто эти фразы использует, есть очень сильное непринятие себя, очень сильная агрессия к себе, и, на самом деле, эти фразы имеют только одно значение - бегство. Слишком велика у этих людей агрессия к себе, слишком велико непринятие этими людьми себя, того в себе, о чём они так боятся говорить с другими людьми. Например, страх критики - один из тех страхов, который очень характерен для таких людей, - это сильное отождествление со "значимым образом себя", а также непонимание того, как формируются у людей знания, опыт, и из-за этого непринятие в себе естественной возможности незнания чего-то, непринятие естественности ошибок.
Если вы заметите в себе такие проявления, вы будьте внимательны, постарайтесь научиться смотреть на те темы, которые у вас вызывают болезненность, желание об этом не говорить, желание как-то рационализировать, оправдаться, а на самом деле скрыть от себя эту тему, её болезненные аспекты. Постарайтесь не использовать по отношению к другим людям вышеописанные фразы или молчание в таких ситуациях. Постарайтесь быть внимательными к тому, что говорят другие люди касательно этих тем, и если они в чём-то ошибаются, то вы можете воспринять это спокойно и доброжелательно, а если они в чём-то правы, то воспринимайте их слова как помощь себе, как то, что помогает вам увидеть то, где вы к себе агрессивны, где у вас нет понимания. Потому что, если вы и дальше будете использовать такие фразы и методы взаимодействия с другими людьми, касательно тех сфер, в которых вам хочется использовать эти фразы, то вы сами наполняете свою жизнь ложью, причём, прежде всего, к самим себе. Но зато, увидев всё это, вы можете перестать себя обманывать, и таким образом это может значительно помочь вам углубить свою осознанность. И помимо этого вы сможете увидеть агрессию, которую вы к себе испытываете, но которую стараетесь вытеснять, и сможете начать понимать её причины, и понимание этих причин растворят эту агрессию, и вместо агрессии у вас будет к себе понимание и доброта. А также у вас будет понимание и доброта к людям, и вы больше не будете защищаться от того, что они говорят, что бы они не говорили. Потому что если они говорят что-то неверное - это не будет вас задевать, потому что не за что задеть. А если они говорят что-то верное, вы будете им благодарны за это.